Издательство 'Просвещение'

Новинки

Главная страница / Отзывы / Окружающий мир

Окружающий мир

Отзыв
Окружающий мир. 1 класс. В 2 частях
(авт. А.А. Плешаков)

Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого самостоятельно.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться?
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества и познания окружающего мира на уроке являются правильно подобранные учебники. Где найти нужный и интересный материал? Конечно, я отвечу без сомнения это учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», который нравится не только мне как учителю, но и моим ученикам. Этот учебник помогает ученикам открывать удивительный и многообразный окружающей мир, находить ответы на многие «почему»? Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» нацелен на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей; с его помощью начинается формирование важнейших понятий в области окружающей среды. Красочные иллюстрации дополнены лаконичными текстами, что позволяет уже с первых уроков вовлекать в активную работу как учащихся, только осваивающих грамоту, так и читающих детей. Содержащаяся в учебнике система заданий, главным образом игрового характера, обеспечивает высокую активность учащихся во время работы на уроке. Особое внимание уделяется экологическому образованию учащихся. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.
В I классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т.д.). Ребенок в этом возрасте — первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего мира формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.

Первый круг вопросов, сгруппированных в теме «Что и кто?», обеспечивает формирование у детей представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту детей. Второй круг вопросов (тема «Как, откуда и куда?») это познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.

Третий круг вопросов (тема «Где и когда?») развивает представления детей о пространстве и времени, а четвертый (тема «Почему и зачем?») — обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей и смысла той или иной человеческой деятельности. Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.

В курсе «Окружающий мир» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс А.А. Плешакова «Окружающий мир» является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.

Житникова Ольга Михайловна
МОУ «Прогимназия №13 г. Майского»

Отзыв
Окружающий мир
3 класс. В 2 частях
(авт. А. А. Плешаков)

В современном обилии учебников трудно найти свою книгу даже учителю, не один год проработавшему в начальной школе. Ведь важны не только знания, как они есть сами по себе, более важна, задача научить маленького человека учиться, не отбить интерес к учебному труду, зародить искру доверия к учителю, который является проводником в огромном мире знаний.

Я работаю по учебникам А.Плешакова «Окружающий мир» не один год. Радует хороший дизайн, цветное оформление, удобный шрифт всех учебников и рабочих тетрадей комплекта. В учебнике собран богатый и интересный материал. В процессе изучения курса происходит систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение жизненного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине. Содержание курса охватывает широкий круг вопросов: от личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек и природа рассматриваются как единое целое.

Учебник, построенный на принципе научности, доступен и интересен детям. Содержание учебника позволяет учащимся не только обогащать свой кругозор, но и помогает им учиться проводить исследования окружающего мира, учит работать с картами, словарями, энциклопедиями, делать выводы. Учебник обеспечивает формирование умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, а также осуществляет экологическое образование.

В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», которая даёт возможность обобщить, систематизировать и расширить уже имеющиеся у детей знания о многообразии природы. В этом же разделе ребята получают представление о людях, населяющих нашу планету, приходят к выводу о том, что необходимо бережно относится и уважать любой народ, а так же знакомятся с государственной символикой России, что способствует воспитанию любви к своей родине.

Следующий раздел «Эта удивительная природа» даёт детям элементарные представления о твёрдых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных взаимосвязей между живой и неживой природой, между растениями и животными, между различными животными.

Раздел «Мы и наше здоровье» формирует у учащихся представления о человеке, как части живой природы. В доступной форме дети знакомятся со строением организма человека, его жизнедеятельностью. Большая роль в этом разделе отводится формированию здорового образа жизни, гигиене и охране здоровья.

Научно-технический прогресс с каждым днём всё стремительнее затрагивает различные сферы жизни общества. И в этой связи актуальными становятся проблемы безопасности жизнедеятельности. Освоить важные правила безопасности помогает раздел «Наша безопасность». Богатый, в доступной форме изложенный материал, красочные иллюстрации в учебнике способствуют формированию прочных знаний и навыков в вопросах охраны жизни.

В разделе «Путешествие по городам и странам» происходит знакомство с интересными городами России, ребята узнают, какие государств являются ближайшими соседями России, совершают увлекательное путешествие по странам Европы, знакомятся с некоторыми знаменитыми достопримечательностями мира. Прекрасно то, что в учебнике имеются физические и политические карты изучаемых стран.

Много интересных заданий содержится в рабочих тетрадях. Детям очень нравится работать в них. Они могут рисовать, раскрашивать, приклеивать свои фотографии и фото своих любимцев. Грамотно подобранный дополнительный материал, достаточно иллюстраций, разнообразные виды заданий.

Дутчина Наталья Николаевна,
МОУ «Прогимназия №13 г. Майского»

ОТЗЫВ
Окружающий мир.
4 класс. В 2 частях
(авт. А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова)

Учебный курс «Окружающий мир» является одним из любимых предметом для многих учащихся начальной школы. Курс "Окружающий мир" является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе физики, химии, биологии, географии, обществознания и истории. При изучении данного курса у детей младшего школьного возраста формируется целостный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека.

Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Дети усваивают также этические нормы поведения, приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими, т.е. данный курс решает очень важную задачу социализации ребенка.
Особенностью курса "Окружающий мир", является то, что знания по безопасной жизнедеятельности усваиваются младшими школьниками как часть знаний об окружающем мире.

В данном учебнике в полной мере реализуются дидактические принципы обучения.
Учебник для 4 класса начинается с раздела «Земля и человечество», который позволяет взглянуть на мир с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

Узнать, как разнообразна и красива природа России, научиться лучше читать различные географические карты, понять, как изменилась и продолжает изменяться природа России под влиянием человека, что нужно днлать для её охраны помогает раздел «Природа России». Каждый урок – это путешествие по морям и океанам, природным зонам России, заповедникам. Дети учатся работать с картами, дополнительной литературой, узнают об экологических связях в природе, убеждаются, что в природе всё взаимосвязано.

В разделе «Родной край – часть большой страны» учащиеся знакомятся с природой родного края, учатся разбираться во многих важных экологических связях. На ярких примерах дети узнают об изменениях в природе края, которые происходят под влиянием человека, учатся выполнять правила поведения в природе, необходимые для её сохранения. Говоря о том, что находится в непосредственной близости от ребёнка, о том, с чем сталкиваемся ежедневно, мы имеем возможность лучше понять окружающий мир, постараться сделать что-то конкретное для охраны природы.

Программа предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.

Раздел курса «Страницы истории» помогает детям получить представление о том, на какие большие отрезки времени учёные разделяют историю человечества. Учащиеся узнают, какой из этих временных отрезков самый продолжительный, а какой самый короткий, знакомятся с некоторыми достижениями людей в разные исторические времена. Дети убеждаются в том, что существует связь времён.

Раздел «Страницы истории Отечества» является логическим продолжением предыдущего. Яркие иллюстрации помогают лучше представить жизнь древних славян, облик древних городов, быт людей того времени. Доступное изложение учебного материала переносит детей в Древний Киев в гости к князю Владимиру, в Древний Новгород, на поле Куликово, в Москву при Иване Калите, в типографию Ивана Федорова. Интересно повествуется о создателях славянской азбуки – византийских монахах Кирилле и Мефодии, живших в IX веке, о древних рукописях, учебниках XVII века, о героическом прошлом Руси, её возрождении, тяжёлых испытаниях, выпавших на долю народа. Большой отклик в душе каждого ребёнка вызывают нововведения Петра I, вклад русского учёного М.Ю. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры, Екатерины Великой.

Получить представление о государственном устройстве нашей страны, узнать, что такое права человека, познакомиться с государственной символикой, побывать на главных праздниках страны позволяет заключительный раздел «Современная Россия». А «Путешествие по России» знакомит с народами, населяющими нашу страну, многими городами.

Учебник позволяет развить познавательный интерес учащихся к окружающему миру, творческую активность. Задания к теме каждого урока стимулируют исследовательскую и творческую деятельность учащихся.

Учебный материал изложен доступно, с учётом возрастных особенностей детей, опирается на практический опыт и знания учащихся.
Рабочая тетрадь содержит дополнительный материал, развивающие задания, дидактические игры, что позволяет сделать процесс обучения интересным.
Программа А.А. Плешакова имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.

Факультативы "Экология для младших школьников" и "Планета загадок" дополняют основной курс и позволяют учитывать интересы детей, их способности и обеспечивают более широкую и разнообразную деятельность учащихся.

ГОНДАК О.В.
учителя высшей категории МОУ «Прогимназия №13 г. Майского»

Друзина В.В., мама ученицы 4 класса.
Я довольна, что мой ребенок занимается по УМК "Школа России". Яркое оформление учебников сразу привлекает внимание детей, очень интересен учебник "Окружающий мир", особенно раздел "история нашей страны". Задания составлены так, что приучают ребенка думать, рассуждать, делать выводы. Некоторые задания, повышенной трудности, мы выполняем с дочерью вместе.

Коновалов Данила, ученик 3 класса.
Я люблю уроки "Окружающего мира". Больше всего мне нравится выполнять задания в рабочей тетради.

Друзина Таня, ученица 4 класса.
Я с удовольствием читаю материалы о прошлом нашей Родины в учебнике "Окружающий мир ". Мне нравятся иллюстрации в учебнике, задания на смекалку.


Новости

30.10.2014

ИЗМЕНЕНИЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ В ВЕБИНАРЕ: «Формирование универсальных учебных действий в курсе обучения грамоте при работе по УМК «Школа России».

подробнее
30.10.2014

Состоялся вебинар по теме «Стартовая диагностика: оценка готовности к обучению в школе».

подробнее
28.10.2014

Состоялся вебинар по теме «Возможности системы заданий учебников по математике (1 – 4 классы) для формирования и развития основ логического мышления и умений использовать полученные знания УМК «Школа России».

подробнее
15.10.2014

ИЗМЕНЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРА: «Формирование универсальных учебных действий в курсе обучения грамоте при работе по УМК «Школа России».

подробнее
13.10.2014

Вебинар «Итоговая оценка выпускников начальной школы: математика (на примере изданий новых серий издательства «Просвещение» «ФГОС: оценка образовательных достижений» и «Итоговый контроль в начальной школе»)».

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2014 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric