Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница

Преемственность с дошкольным образованием

 

Использование пособия «Зеленая тропинка»
для подготовки детей к школе

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок и специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышлять о природе детям помогают взрослые. При этом дошкольники обогащают свои знания и чувства, формируют правильное отношение к живому, а главное — желание созидать, а не разрушать.

В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой наш педагогический коллектив участвует в разработке методических вопросов создания благоприятных условий для подготовки детей к школе. Методическое объединение школы № 182 совместно с методистом ГОУ детского сада № 1497 разработало общие подходы к организации образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающего преемственность и адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей деятельности — школьному обучению. Был составлен план совместной работы, одна из задач которой — воспитание эколого-этического отношения к окружающему миру по курсу «Окружающий мир» автора А. А. Плешакова и методического пособия автора С. Н. Николаевой по программе «Зеленая тропинка». На «круглом столе» воспитатели детского сада познакомили нас с содержанием программы дошкольного обучения по окружающему миру.

Учебное пособие «Зеленая тропинка» А. А. Плешакова разработано в соответствии с программой «Преемственность» (руководитель Н.А. Федосова) и предназначено для подготовки детей 5—6 лет к школе. Содержание пособия — это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включает доступные элементарные сведения из раз­ных наук, таких, как биология, астрономия, физика, экология. В содержании представлены темы:

«Наши друзья животные».
Дети знакомятся с обитателями живого уголка, актуализируют свои знания о домашних животных и о животных нашей местности; наблюдают в природе за бабочками и жуками, поведением рыбок в аквариуме; обсуждают условия, необходимые для жизни рыб, знакомятся с разнообразием рыб, сравнивая их по размерам, форме тела, окраске, выявляют связи между особенностями строения и условиями жизни рыб; на прогулках наблюдают за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения, сравнивают их по размерам и окраске; проводят наблюдения за белкой и зверьками живого уголка; при распознавании все природные объекты соотносят с рисунками пособия.

«Зеленое чудо — растения».
Дети знакомятся и учатся распознавать в цветниках декоративные растения нашей местности, проводят элементарные наблюдения, выращивая растения из семян, познают красоту окружающего растительного мира, выражают свое эмоциональное отношение через раскрашивание изображений, рисование, лепку природных объектов.

«Звезды, Солнце и Луна».
Дети обращают внимание на звезды и луну на вечернем небе, отмечают изменения, происходящие с луной, пытаются выделять отдельные созвездия; узнают о солнце и его значении для жизни на земле.

«Приключения солнечного зайчика».
Дети «играют» с солнечным зайчиком, наблюдают за световыми лучами, в простейших опытах наблюдают за светом и тенью, разыгрывают сценки «театра теней».

«Круглый год».
Дети проводят наблюдения за сезонными изменениями в природе, на элементарном уровне обобщают и систематизируют свои знания о временах года.
Это пособие должно быть у всех детей, так как они должны не только как можно больше увидеть своими глазами, но и сделать своими руками. Таким образом, они приобретают первый опыт последовательного приобщения к свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания, а ведущей деятельностью в данный возрастной период является игровая. Поэтому в основу подготовки к обучению положены не только наблюдения в природе, но и действия с предметами, осуществляемые для детей данного возраста в занимательной игровой форме. Как организовать подготовку к школе, хорошо описано в методическом пособии к программе «Зеленая тропинка» С. Н. Николаевой. Автором, предложено планирование занятий, а подробные разработки помогут организовать различные формы деятельности детей.

Руководствуясь приказом Минобразования России № 990/14—15 от 22.01.97 г. «О подготовке детей к школе» в целях создания благоприятных условий для подготовки к школе детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, на базе нашей школы организованы занятия для детей 5—6 лет. Занятие по окружающему миру проходят один раз в неделю в течение всего учебного года. Для проведения этих занятий мы выбрали пособие «Зеленая тропинка», которое наиболее полно отражает цели курса.«Мир. вокруг нас» А. А. Плешакова, а именно: воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно относящейся к богатствам природы и общества. Многие страницы пособия помогают раскрыть перед детьми картины многообразия окружающего мира. Работая по теме «Зеленое чудо — растения», знакомство с декоративными растениями (с. 25, 38) начинается на прогулке. Подойдя к клумбе, мы просим детей назвать знакомые им декоративные растения. Дети сравнивают цветки и листья по форме, цвету, величине, прикасаются к лепесткам, стараются ощутить аромат; делятся своими впечатлениями, маленькими открытиями, какое это растение, на что оно похоже. В классе для занятий детей ожидает осенний букет. Дети распознают в нем увиденные растения цветника, сопоставляют с рисунками пособия, слушают легенды и сказки о них, раскрашивают.

Работая по с. 38, учитель просит обвести желтым карандашом (цветом осени) рисунки цветков осенней клумбы. Учитывая возрастные особенности детей 5—6 лет, мы не забываем об игре. В конце занятия предлагаем детям сыграть в ботаническое лото «Соберем букет». Раздаем игровое поле с рисунком композиции букета. Учитель называет растение, а дети находят изображение данного растения в своей композиции, кладут карточку на игровое поле. Выигрывает тот, у кого раньше других будут названы и выложены все цветы букета. В дальнейшем, проводя занятия по теме «Круглый год», дети вернутся к рисункам на с. 38 и узнают о декоративных цветах весенней клумбы. Знакомство с разнообразием декоративных растений, их распознавание будет продолжено в 1 классе на уроке «Что растет на клумбе?».

М.А. Ионова, С. В. Тикунова, школа № 182, Москва


Новости

19.09.2018

Выгодное предложение: только 20 сентября скидка 15% на все издания в интернет-магазине

подробнее
04.09.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах сентября 2018 г.

подробнее
22.08.2018

Проектные задачи в начальной школе и организацию преемственности образования обсудили на конференции в Астрахани

подробнее
02.08.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах августа 2018 г.

подробнее
10.07.2018

Мастер-классы в РГДБ: эмоциональные путешествия

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric