Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Точка зрения / Интервью c Горбань И. В., учителем высшей категории МОУ гимназии №33, г. Костромы

Интервью c Горбань И. В., учителем высшей категории МОУ гимназии №33, г. Костромы

Здравствуйте, Ирина Владимировна. Вы уже много лет работаете по УМК «Школа России». Почему среди такого огромного количества УМК Вы неизменно выбираете этот?

Учебники по системе «Школа России» достаточно красочные, яркие, содержательные, насыщенные заданиями. К уроку всегда можно отобрать необходимый материал, причём разнообразного характера и решающего исключительно разнонаправленные дидактические задачи, в том числе и  развивающие.
Я много лет работаю куратором в городе по УМК «Школа России», передаю свои знания молодым учителям, и чем больше вникаю в данные учебники, тем больше они мне нравятся, тем более, что авторы данного комплекта не стоят на месте, они постоянно совершенствуют, дорабатывают материалы, стараются соответствовать духу и требованиям времени.
Кроме того, данные учебники доступны по своему содержанию, как учителю, так и ребёнку, так и каждому родителю. Родители с удовольствием идут на этот комплект (нет проблемы набора детей в 1 класс), потому что авторы учебников им знакомы по школе, по тому времени, когда они сами были школьниками. Другим положительным моментом является и то, что родителю не надо учиться заново, материал в учебнике им знаком, им понятно, как с ним работать при организации помощи ребёнку. Не встаёт проблемы объяснить ребёнку то, чего он не понял на уроке, также позаниматься дополнительно. Учителю не нужно проводить специальных родительских собраний, посвящённых разбору страниц учебников, объяснять непонятные схемы или разъяснять абстрактную идею, заложенную автором на странице учебника.

Ирина Владимировна, Вас знают как учителя-новатора, который не только учит детей по «Школе России», но и является наставником для молодых учителей, студентов, регулярно выступает с лекциями в Костромском институте развития образования, является членом аттестационной комиссии при Департаменте образования Костромской области. Гимназия, в которой Вы работаете, постоянно работает в инновационном режиме, на Ваши плечи ложится огромное количество экспериментов, апробаций. Расскажите, пожалуйста, как Вам удаётся совмещать УМК «Школа России» с теми новациями, которые сегодня наполняют начальную школу?

До утверждения нового стандарта проблемы не было. Учебники полностью соответствовали требованиям времени, их нельзя назвать традиционными или устаревшими. Но сейчас ориентир взят на формирование УУД, что требует включения в учебники дополнительных заданий или может быть отдельных рубрик (на целеполагание, на самооценку, на рефлексию, на планирование своей деятельности), которые бы органично сочетались с  уже имеющимися заданиями. Далее надо подумать, как приблизить (или скорректировать) задания в учебниках к тому, чтобы школьники легко справлялись с итоговой контрольной работой.

Как Вы считаете, комплект «Школа России» соответствует современным требованиям образования? Можно ли посредством учебников данного комплекта формировать предметные, метапредметные и личностные результаты?

Предметные и личностные результаты по системе «Школа России» формируются вне всякого сомнения. Личностные, особенно духовно-нравственные качества личности, формируются на предмете «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Русский язык», в некоторой степени и на уроках математики и технологии. Вообще все учебники УМК «Школа России» пронизаны духовно-нравственным воспитанием, воспитанием гражданственности и любви к своей Родине. Во всех учебниках представлен весьма ценный воспитывающий материал. Главное, чтобы учитель умел с ним работать и сам был истинным патриотом своего Отечества, имел высокий уровень духовности. Более того, по моему мнению, именно учителя с высоким уровнем духовно-нравственного развития и берут данный комплект для обучения подрастающего поколения, т.к. понимают всю важность и остроту сложившейся в России ситуации с молодым поколением.
Что касается формирования у младших школьников метапредметных результатов, думаю, что в реальной практике обучения по «Школе России» они тоже имели место быть, но на этом не ставился акцент, как впрочем, и в других УМК. Я, например, работая по «Школе России», участвовала в экспериментальной работе по внедрению технологии оценочной деятельности, работала в системно-деятельностной парадигме. Мои ученики великолепно ставят учебные задачи, выдвигают гипотезы, обсуждают их в группах, сами открывают новое знание, делают выводы, обобщения, умеют оценивать себя и своих товарищей, рефлексируют. Вообщем, многое зависит от самого учителя, его личности, профессионализма. Можно дать самый замечательный УМК в руки непрофессионалу, и сами знаете, что получится… Поэтому, я думаю, что «Школе России» надо только заложить инструментарий формирования метапредметных компетенций на страницы конкретных учебников и тогда ему гарантировано процветание.

Способствует ли УМК «Школа России», на Ваш взгляд, развитию у учащихся творческих способностей?

Безусловно, способствует. В учебниках очень много заданий творческого характера. Например, в учебнике по литературному чтению продумана система по развитию литературных способностей. Детям приходится много сочинять различного рода текстов, писать сочинений, отзывов на прочитанные книги, участвовать в инсценировках и пр. Не меньше таких заданий и на уроках русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки и технологии.

Возможно ли, по Вашему мнению, в комплекте «Школа России» реализовать системно-деятельностный подход к обучению? Приведите пример.

Я уже касалась системно-деятельностного подхода. Повторюсь, что системно-деятельностный подход можно применять к любой системе. Это зависит от мастерства учителя, а не от учебника, хотя ввести какие-то элементы на страницы учебника вполне можно.

Есть ли возможность на уроках по УМК «Школа России» использовать ИКТ?

Вопрос на сегодняшний день актуальный. Но опять же решение его зависит от подготовленности и мастерства учителя, уровня овладения им ИКТ, тех условий, которые имеются в наличии в конкретной школе. Сам УМК не может решить данной проблемы. Единственное, что я посоветовала бы авторам учебников, создавать электронные материалы к страницам учебников. Например, к учебному предмету ОБЖ. Учителю приходится искать материал в Интернет, чтобы показать какие-то видеоролики об опасных ситуациях, которые могут ожидать ребёнка в жизни.
Что касается электронных пособий к другим предметам, то они тоже есть, например, к «Азбуке» В.Г. Горецкого. Но на мой взгляд их недостаточно. Хотелось бы больше.

Может быть, что-то хотелось добавить, изменить в данном комплекте, что-то пожелать издательству «Просвещение» в доработке данного комплекта?

Добавить в учебники задания, которые помогут школьникам справиться с итоговой контрольной работой по окончании начальной школы.
Разработать тексты промежуточных контрольных работ, которые бы также замеряли планируемые результаты в соответствии с итоговой контрольной работой.
Выпустить электронные приложения в помощь учителю, которые позволяют вести мониторинг успеваемости школьников, обрабатывать результаты контрольных работ, выстраивать рейтинг результатов по классу, по параллели, делать их наглядными и прозрачными. Тогда и учитель, и администрация школы будут знать, что именно западает у того или иного ученика.

Давайте подведём итог. Что бы Вы хотели пожелать авторскому коллективу УМК «Школа России»?

 Мне не раз приходилось встречаться с авторами данного комплекта. Это очень доброжелательные, интеллигентные, очень скромные люди, которые являются высочайшего класса профессионалами в своём деле. Они все искренне заботятся о тех детях и их родителях, которые выбирают «Школу России». При встрече с ними вырастают крылья, хочется работать и работать по данному комплекту, участвовать в его усовершенствовании. Поэтому пожелаю им творческих удач, чтобы не иссякала в них творческая энергия, чтобы все учебники данного авторского коллектива были признаны учителями России. И я думаю, что не надо слушать тех, кто говорит, что учебники устарели. Это неправда! Современные учебники «Школы России» полностью переработаны, они соответствуют современным требованиям педагогического образования, всем сегодняшним достижениям педагогики, психологии, российской культуры. Удачи Вам, дорогие авторы, в этой нелёгкой схватке со временем!


Новости

29.05.2017

Вебинар «Методические аспекты обучения младших школьников грамотному письму средствами УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» (Формирование орфографических навыков). Часть 2»

подробнее
22.05.2017

Вебинар «Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности в курсе «Литературное чтение» УМК «Школа России» и «Перспектива»

подробнее
15.05.2017

Вебинар «Обеспечение преемственности в познании детьми окружающего мира на уровнях дошкольного и начального общего образования»

подробнее
10.05.2017

Вебинар «Виды контроля в начальной школе. Проектирование проверочных и контрольных работ в соответствии с ПООП НОО и программами УМК «Школа России», «Перспектива»

подробнее
04.05.2017

Победители и участники II Международного фестиваля-конкурса «Дети планеты» отмечены поощрительными призами АО «Издательство «Просвещение»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric