Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Внеурочная деятельность. Опыт / Тема: «Организация внеурочной деятельности по формированию личностных и регулятивных УУД"

Тема: «Организация внеурочной деятельности по формированию личностных и регулятивных УУД"

Отзывы детей

Хохолина Ирина Евгеньевна
учитель высшей категории
МОУ гимназия №33,
г. Кострома

Вкладыш в школьный дневник как инструмент формирования универсальных учебных действий младших школьников.

По окончании начальной школы у детей должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Моя разработка, вкладыш в школьный дневник, поможет формированию таких УУД, как личностные и регулятивные.
Задумка создания такого рода разработки пришла ко мне ещё в 2008 году. Тогда моей целью  было научить детей адекватной самооценке  и самоконтролю. Это был всего лишь один лист под названием « Воспитай себя сам». Мы с ребятами вместе решили, какие качества они должны в себе воспитать и что для этого необходимо выполнять. Все требования разделились на три группы: первая – здоровый образ жизни, вторая – учебная деятельность и третья – воспитанность. Договорились, в какой форме будем записывать полученные результаты. Оценивание по заданным критериям происходило еженедельно, в течение четверти. Оценивание делится на два вида оценок: прогностическую и ретроспективную (реальную). Прогностическую оценку дети ставят в начале недели, как бы предполагая и одновременно настраивая себя на лучший результат по заданным критериям на целую неделю. Прогностическая оценка ставится в отдельной колонке (прогностическая оценка). Оценивание происходит в цветовой системе: красный кружок - выполнял всегда, желтый – старался, синий – не получилось. В течение недели дети стараются контролировать свои успехи или поражения по всем критериям самовоспитания. В конце недели происходит анализ и реальное оценивание себя по заданным критериям.
По результатам оценок проводится рефлексия. Дети по желанию делятся своими успехами или трудностями в той или иной области самовоспитания. Примерными фразами помощниками в рефлексивной беседе могут быть:
- было легко …
- лучше чем на той неделе …
- мне помогли …
- самое трудное …
- самое интересное …
- я не ожидал …
- пришлось себя заставлять …
- на следующей неделе я …
-  я постараюсь…
и другие.
Работа ведется в течение всей четверти. По окончании четверти дети обобщают свои результаты и самостоятельно или при помощи родителей делают выводы и рекомендации в виде собственных советов на новый этап самовоспитания – новую четверть.
Такой вид самовоспитания, на мой взгляд, необходим младшему школьнику. Постоянные поучения взрослых иногда воспринимаются не всеми детьми или выполняются без особого желания. Работая  с листом «Воспитай себя сам», видя свой успех в той или иной области, наблюдая за ростом успехов, планируя свою деятельность, дети невольно, как бы играя, воспитываются естественно и непринужденно. Они привыкают к  здоровому образу жизни, внимательному и культурному общению, ответственности.
Если посмотреть в стандарты нового поколения мы видим, что в сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники получат возможность научиться:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внеурочном плане;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия  на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требования данной задачи;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта  характера сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Развивать и контролировать уровень развития этих универсальных действий помогает работа с листом «Воспитай себя сам».
Но время показало, что работать каждую четверть с новым листом не очень удобно, да зачастую мысли  и планы детей не помещались на одном листке, тогда ко мне и пришла мысль создать вкладыш в дневник.
Это получился дневник, в который не учитель ставит отметки, а ребёнок сам оценивает себя, следит за своими успехами, планирует дела и делится с дневником порой самым сокровенным. В дневнике находится словарь, состоящий из слов, обозначающих качества людей, их черты характера. Это своего рода модель здорового воспитанного гражданина, к которой ученик должен стремиться. Имеется инструкция – содержание  по ведению дневника с указанием страниц и краткого их описания.

Содержание дневника:

  • обращение учителя-автора к детям
  • инструкция по ведению дневника
  • позитивное напутствие для ребёнка от учителя
  • план-календарь для записи дел и важных событий с  фиксированием итога
  • лист «Воспитай себя сам»
  • подведение итогов своей работы и запись рекомендаций
  • рубрика «Поделись своими успехами  или настроением»
  • словарь

Вкладыш в дневник, doc (316 Kb)
Презентация, ppt (2248 Kb)


Новости

13.12.2017

Вебинар «Использование проблемных ситуаций на уроках как средство формирования УУД на примерах курсов «Окружающий мир» УМК «Школа России» – «Биология» УМК «Линия жизни»

подробнее
08.12.2017

Вебинар «Курс «Краски эмоций». Знакомство с базовыми эмоциями. Теория и практика»

подробнее
06.12.2017

Вебинар «Ресурсы группы компаний «Просвещение» для организации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»

подробнее
04.12.2017

Вебинар «Готовимся к Всероссийской проверочной работе по математике»

подробнее
04.12.2017

Вебинар «Готовимся к Всероссийской проверочной работе по русскому языку»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric