Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Точка зрения / УМК «Школа России» в контексте международных исследований

УМК «Школа России» в контексте международных исследований

Самойлова Марина Ивановна,
заместитель директора
ГОУ «Педагогический колледж № 6»
г. Москва

«Школа России» в контексте требований международного проекта
«Изучение качества чтения и понимания текста»
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study)

Данное исследование сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира, что помогает выявить различия в национальных системах образования. Международные сравнительные исследования по оценке качества образования имеют большое научное и практическое значение. Совместно с ведущими специалистами мира разрабатываются методики исследований по оценке учебных достижений, по разработке инструментария исследований, по формированию репрезентативной выборки учащихся, по обработке и анализу результатов исследования.
Исследование проводится циклично – один раз в пять лет. К настоящему времени проведено два цикла: в 2001 и в 2006 годах. Цель участия нашей страны - получение ответов на вопросы:
- Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками в других странах?
- Какими уровнями читательской грамотности владеют российские школьники?
- Любят ли читать учащиеся четвертого класса?
- Как семья способствует развитию грамотности?
- Имеет ли процесс обучения
чтению в России особенности по сравнению с другими странами, если да, то в чем заключаются эти особенности?
- Отличаются ли методы обучения, которые используют наши учителя, от методов, используемых учителями в других странах?

Группы читательских умений, которые были исследованы:
1. Нахождение информации, заданной в явном виде.
2. Интерпретация и обобщение информации.
3. Формулирование выводов.
4. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Используются литературные и информационные (научно-популярные) тексты.
Виды чтения, которые чаще других используются учащимися:
1. Чтение с целью приобретения читательского литературного опыта.
2. Чтение с целью освоения и использования информации.

ГОУ «Педагогический колледж № 6» г. Москва изучил содержание системы учебников «Школа России» на предмет формирования читательских умений, исследуемых PIRLS. Основное внимание уделялось учебникам завершенных предметных линий «Литературное чтение», «Русский язык» и «Окружающий мир», т.к. именно материал данных учебников в первую очередь способствует развитию читательских способностей. Но в процессе работы стало очевидно, что задания, которые формируют данные умения, системно присутствуют также и в учебниках завершенных предметных линий «Математика» и «Технология». Более подробно остановимся на содержании учебников 1-2 классов по предметам литературное чтение, русский язык и окружающий мир.

Нахождение информации, заданной в явном виде

Многие задания, которые есть на страницах учебников завершенной предметной линии «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков способствуют формированию данных умений у учеников начальной школы. Например, после описания особенностей города и села, детям предлагается определить, на какой из фотографий изображен город, а на какой – село. Важно, что дети должны обосновать свой выбор, опираясь на информацию, предложенную в текстах. Вопросы, на которые дети отвечают после чтения, также способствуют нахождению информации, заданной в явном виде.
Пример другого задания: после изучения сезонных явлений в природе нужно определить, какие сезонные изменения могут произойти с объектами, изображенными на рисунках. Достаточно много таких заданий и в учебнике завершенной предметной линии «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой. Например, после чтения текста о ежах, предложенного в энциклопедии, и текста Е.Чарушина «Еж» дети должны сравнить информацию, полученную из этих источников. Вопросы, на которые отвечают дети, помогают обратить их внимание на существенные детали, выбрать важную информацию.
На формирование умения находить информацию, заданную в явном виде, направлены такие приемы, представленные в системе учебников «Школа России»:
- вопросы констатирующего характера;
- вопросы поискового и обобщающего характера;
- работа с иллюстрациями (задания на выявление свойств, качеств, классификацию, сериацию и т.д.);
- активизация знаний, полученных в повседневной жизни. Формулирование выводов. Этому способствуют такие задания:
- вопросы обобщающего характера;
- задания на классификацию;
- создание учащимися моделей, схем;
- установление соответствия;
- выбор решения и его обоснование;
- задания на сравнение, сопоставление.

В учебнике «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков после чтения рассказов К.Ушинского «Портрет кошки», В.Гершун «Кошки на работе» и Э.Самусенко «Промокший до нитки» дети должны сделать выводы, какую роль кошки и собаки играют в жизни человека, и составить общий план рассказа о домашнем питомце. Ответ по плану помогает ребенку ясно и четко формулировать свой рассказ. На другой странице находятся такие задания: после знакомства с тем, что такое экономика, учащиеся должны сделать вывод о том, какие отрасли экономики работают, чтобы мы могли утром выпить стакан молока, объяснить, как различные отрасли связаны между собой. После прочтения рассказа академика А.Е.Ферсмана о его коллекции камней и горных пород дети отвечают на вопрос, как человек использует богатства земных кладовых. При этом они должны обобщить полученную информацию и сделать соответствующие выводы.

В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой учащимся предлагается такое задание, направленное на формирование умения обобщать и делать выводы: обсудите с другом, в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант. Предложенные варианты ответов помогают наиболее точно сформулировать свою точку зрения.

В учебнике завершенной предметной линии «Русский язык» авт. В.П.Канакина задание сформулировано предельно ясно: «Сделайте вывод, как в разговорной речи большинство людей используют данные (изучаемые) формы имен существительных. Подготовьте сообщение со своими выводами и представьте его в классе». Интерпретация и обобщение информации. Наиболее полно эти умения формируется у учащихся при выполнении следующих заданий:
- проектная деятельность;
- вопросы поискового характера;
- составление рассказов на основе изученного;
- подготовка сообщений на различные темы;
- составление планов;
- иллюстрирование;
- рассматривание иллюстраций, их сравнение и описание;
- проблемные ситуации, проблемные вопросы;
- подбор названий к текстам, пословиц, отражающих основную мысль текста;
- объяснение слов, подбор лексики в соответствии с заданными признаками;
- загадки, отгадывание и составление;
- классификация, ее обоснование.

В учебнике «Русский язык» авт. В.П.Канакина разработаны проекты, которые учат интерпретировать информацию. Например, после изучения темы «Скороговорки» учащимся предлагается выполнить такую работу: составить книгу «Веселые скороговорки». При этом нужно соблюдать одно условие: в скороговорках должны быть слова с каким-либо шипящим звуком. К каждой скороговорке можно сделать рисунок.

Способность обобщать информацию развивают такие задания: «Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего и чем они отличаются? Составьте план экскурсии по библиотеке и другие подобные задания».
В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова предлагается задание, составить по рисунку рассказ про цыпленка, придумать окончание этой истории. Формированию способности к обобщению и навыков точной интерпретации информации способствуют ответы на вопросы:
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
- Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумай свое название.
- Какой характер у щенка?
Также способствуют формированию данных читательских умений такие задания: «Обсудить с другом, почему книгу называют собеседником. Разделить высказывания на две группы: о книге и о чтении», «Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Ответ на вопрос после чтения рассказа Я.Тайца «Волк»: «Почему Маша сделала вывод, что волку стыдно», также требует умения интерпретировать прочитанный текст.
Как мы видим, задания разнообразны, но при этом они направлены на формирование таких важных читательских умений, как интерпретация и обобщение информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. На формирование данных умений направлены такие задания:
- сравнение двух произведений;
- соотнесение содержания текста с пословицами и поговорками;
- вопросы, помогающие понять мотивы поступков героев;
- подбор синонимов, антонимов, объяснение многозначных слов;
- подбор эпитетов, сравнений;
- толкование слов;
- обоснование умозаключений строчками и словами из текстов;
- сравнение образных оборотов речи;
- рассказ по рисункам;
- составление планов;
- работа со схемами;
- пересказ по ролям, по частям, от лица героя.
Анализ и оценка содержания текста происходит, когда учащиеся объясняют название текста, отвечают на вопрос, кого можно назвать лучшим другом, выясняют, какими качествами должен обладать лучший друг («Литературное чтение» авт. Л.Ф.Климанова). Выполнение такого задания, как: «Сравни рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок», соотнеси содержание стихотворения с пословицами», развивает у учащихся способность к анализу и оценке. Помогает выполнить данные задания выбор правильного ответа из двух вариантов. Вопрос, можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья, также работает на развитие аналитических способностей. Анализа содержания текста требует от учащихся выбор, какое произведение небылица, а какое считалка; объяснение, что общего между считалкой и небылицей, что роднит небылицу со сказкой. Выделение существенных отличительных признаков формирует у детей такую мыслительную операцию, как анализ, оценка всегда требует обобщения, и при этом формируется такая операция мышления, как синтез. Ряд других заданий, которые мы можем видеть на страницах учебника «Литературное чтение», направлен на решение тех же задач. А именно: «Можем ли мы сказать, что поэт изобразил зиму как живое существо? Докажи, используя слова из стихотворения», «Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это передано особенно ярко?» (отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Зима!...Крестьянин, торжествуя…»). На анализ языковых особенностей направлены вопросы: «Как ты понимаешь выражения весна идет сторонкой, слышен голос звонкий?», «Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту?» (А.Блок «На лугу»).
Усвоению образных средств языка способствует задание «Сравни выражения: разбитая посуда, разбитая дружба». Аналогичные задания, направленные на анализ языковых особенностей текста, мы видим довольно часто на страницах учебника литературного чтения. Например:
-подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев?
- какие сочетания слов повторяются в стихотворении?
- о ком можно сказать «проснется и заплачет»? Как ты представляешь эту картину?
Для понимания текста важно умение выделять его структурные элементы. Множество заданий в учебнике литературного чтения решает эту задачу. Например: «расскажи сказку по рисункам, озаглавь каждый элемент», «что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи». «Рассмотри картинный план к рассказу «На горке». Проверь, соответствует ли план событиям рассказа. Каких рисунков не хватает? Перескажи текст, используя картинный план. С чего ты начнешь, как продолжишь, чем закончишь рассказ?» «Перескажи рассказ от лица Котьки».

На основании анализа содержания учебников УМК «Школа России» можно сделать вывод, что в них предусмотрено большое количество вопросов и заданий, направленных на формирование читательских умений, исследуемых PIRLS. По итогам исследований был сделан вывод, что система учебников «Школа России» обеспечивает формирование умений, исследуемых PIRLS, т.к. акценты, расставленные авторами учебников в формулировках заданий и упражнений совпадают с умениями, проверяемыми PIRLS и отражают:
• приоритет понимания школьником смысла текста над его воспроизведением;
• причинно-следственный, аналитический подход учащихся в работе с текстом;
• суждения учащихся о прочитанном аргументированы, доказательны, оригинальны;
• неформальный, занимательный характер вопросов учащихся;
• высокий уровень сформированности сложных (аналитико-синтетических) умений в работе с текстом.


Новости

29.05.2017

Вебинар «Методические аспекты обучения младших школьников грамотному письму средствами УМК «Школа России» и УМК «Перспектива» (Формирование орфографических навыков). Часть 2»

подробнее
22.05.2017

Вебинар «Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности в курсе «Литературное чтение» УМК «Школа России» и «Перспектива»

подробнее
15.05.2017

Вебинар «Обеспечение преемственности в познании детьми окружающего мира на уровнях дошкольного и начального общего образования»

подробнее
10.05.2017

Вебинар «Виды контроля в начальной школе. Проектирование проверочных и контрольных работ в соответствии с ПООП НОО и программами УМК «Школа России», «Перспектива»

подробнее
04.05.2017

Победители и участники II Международного фестиваля-конкурса «Дети планеты» отмечены поощрительными призами АО «Издательство «Просвещение»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric