Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница

Формирование базовых национальных ценностей средствами предмета «Математика» (система учебников «Школа России»)

Прежде чем приступить к освещению данного вопроса, следует определиться, что же представляют собой базовые национальные ценности. За разъяснениями обратимся к Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является идеологической основой ФГОС:
базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально - исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях (1).

Рассмотрим основные базовые национальные ценности, которые формируются в рамках завершенной предметной линии учебников «Математика»:

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-нравственных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Освоение курса «Математика» вносит существенный вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности через формирование базовых национальных ценностей.

В курсе «Математика» в соответствии с требованиями ФГОС значительное место отведено развитию чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории и гордости за них; осознанию важности труда, через ознакомление с миром профессий; осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности; бережному отношению к окружающему миру; здоровому и безопасному образу жизни. Достижению этой цели способствует как текстовый, так и иллюстративный материал.

Особое внимание хочется уделить текстовым задачам. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
Развитию патриотизма, чувства гордости за свою Родину, историю России, осознание роли родной страны в мировом развитии способствуют такие иллюстрации и текстовый материал (2): сведения из истории нашей страны и её достижения на современном этапе развития (например, в 3 классе предлагается определить возраст Москвы и Российского флота (ч. 2, с. 53, № 8):

серия задач, посвящённая достижениям страны в космической области (ч. 2, с. 76): учащиеся определяют продолжительность полёта первого космонавта, массу первых спутников Земли, находят несколько способов решения задачи о посещении музея космонавтики, дополняют недостающим числом задачу на тему «Космос» и решают её несколькими способами:

задачи, в содержании которых упоминаются просторы нашей страны и длина некоторых её рек, например, в 4 классе при рассмотрении величины площадь учащиеся по условию задачи узнают, что «Расстояние от Москвы до Екатеринбурга по железной дороге 1 667 км, от Екатеринбурга до Новосибирска 1 524 км, и от Москвы до Иркутска 5 042 км» вычисляют расстояние по железной дороге от Новосибирска до Иркутска (ч. 2, с. 8, № 32), из задачи № 107 (ч.2, с. 29) узнают длину реки Волги.

В этнокультурном контексте приведены рисунки, связанные с народными промыслами (матрёшки, хохломская роспись тарелок, ложек, самовара, разделочных досок, дымковская игрушка, русский костюм).

С целью осознания важности труда, в учебники всех классов включены разнообразные иллюстрации и текстовые задания со специально подобранными сюжетами. В 1—4 классах это материал, раскрывающий: различные профессии людей (закройщица, портниха, повар, столяр, токарь, шофёр, механик, бульдозерист, комбайнёр, экскаваторщик, фермер, пекарь, библиотекарь, продавец-кассир, стекольщик, маляр, плиточник, часовщик, почтальон, садовник, пчеловод и др.).

Осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности способствуют задания, показывающие различные стороны жизни в семье, добрые отношения между членами семьи (например, помощь по дому и по хозяйству, семейные турпоходы, совместные занятия физкультурой, участие в соревнованиях всей семьёй, посещение художественных галерей и музеев).

Бережное отношение к окружающему миру раскрывается на страницах учебников 1-4 класса: дети высаживают саженцы деревьев, выращивают рассаду, украшают город, разбивают клумбы, знакомятся с описанием различных диких животных и птиц (масса, высота, скорость передвижения), делают кормушки для птиц, помогают ухаживать за домашними животными, птицами, аквариумными рыбками.

Установку на здоровый образ жизни помогают формировать такие иллюстрации и задания (распорядок дня; правила поведения на катке, футбольном поле):

Таким образом, учебный предмет «Математика» способствует формированию базовых национальных ценностей у учащихся начальных классов через выполнении заданий и проектов, предусмотренных учебниками, через сюжетное содержание текстовых задач и иллюстративный ряд.

Литература:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Математика» атв. Моро М.И. и др.

Материалы подготовила:
методист ЦРНО
издательства «Просвещение»
Костыгова А.Е.


Новости

13.02.2018

Вебинар «Приступ гнева у детей. Как научить ребёнка дружить с этой эмоцией?»

подробнее
02.02.2018

Вебинар «Обучение навыкам литературной творческой деятельности в курсе «Литературное чтение» УМК «Школа России»

подробнее
31.01.2018

Вебинар «Особенности организации проектной деятельности младших школьников» (на примере УМК «Школа России»)»

подробнее
30.01.2018

Вебинар «Особенности проектирования современного урока в соответствии с ФГОС НОО (на примере УМК «Школа России»)»

подробнее
30.01.2018

Вебинар «Формирование компетенций будущего. Некоторые аспекты с точки зрения реализации ФГОС НОО (на примере УМК «Школа России»)»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric