Издательство 'Просвещение'

Новинки

Главная страница / В помощь учителю / Конспекты уроков и внеурочных мероприятий

Тема: «Литературное чтение. Сказка о рыбаке и рыбке»

Серенькова Наталья Витальевна,
учитель начальных классов,
ОУ СОШ №21, г. Сызрань Самарской обл.

Разработки уроков по учебнику «Литературное чтение. 2 класс»
Авторы: Л.Ф.Климанова и др.
Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке»

УРОК 1

Тема: Знакомство со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Цели:

  • знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;
  • обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;
  • формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;
  • расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса.

Оборудование:

  • на доске портрет А. С. Пушкина;
  • выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
  • экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина и прочитаем его произведение: «Сказка о рыбаке и рыбке».
На заметку учителю:
Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, была хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.
Отец разрешал пользоваться сыну своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.
В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в их доме.
Эти две замечательные сказочницы подарили Саше мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.
Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? Давайте вместе вспомним эти сказки.
Показывается фрагмент из видеофильма «Сказка о царе Салтане…» Песня Белочки «Во саду ли, в огороде».
- В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
- Какие три «дива» были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь). Объясните значение слова «диво».
- В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
- Почему «Сказка о золотом петушке» заканчивается такими строчками?
«Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок».

3.Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

А) Работа с текстом до чтения.
- Прочитайте название произведения.
- Что можно узнать из заголовка?
- Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.

Б) Чтение учителем первой части.
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная.
Откуп – плата.
Простофиля - глупый, несообразительный человек.

В) Чтение части детьми ( хорошо читающими).
Словарная работа.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.

ФИЗМИНУТКА

Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Вопросы:
- Кем захотела теперь быть старуха?
- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?
- Найдите и прочитайте в тексте (стр.34).
Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”.

Е) Чтение детьми вполголоса. Анализ содержания.
- Как встретило море старика?
- Найдите и зачитайте слова, с которыми обратилась к старику рыбка.
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»

Ж) Чтение одним учеником.
- Почему народ над старичком насмеялся?
«Не садися не в свои сани!»
- Когда так говорят? (Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
Словарная работа.
Невежа…

З) Начало читают дети по учебнику.
Далее просмотр фрагмента из видеофильма.
- Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху? (Рассуждения детей).
- Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (Рассуждения
детей).
- Как вы думаете, почему? (Рассуждения детей).
- Какая есть другая русская народная сказка, где рыба исполняет желания?

4. Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки. Нарисуйте иллюстрации к разным частям сказки.

УРОК 2.
Тема: Работа над образами главных героев сказки.

Задачи урока:

  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения;
  • развитие умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения;
  • воспитание потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме.

Оборудование:
На доске портрет и высказывание А. С. Пушкина, пословицы, 11 картинок с изображением золотой рыбки для игры;
выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
экран, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.
- А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»…
- А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждения учеников).
- Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

3. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
- Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
- Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Все ученики делятся на 3 группы (по рядам). Каждая группа по очереди «вылавливает» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, номер которого записан на обороте рыбки. За правильный ответ – забирают рыбку. У кого улов будет больше?
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
С чем второй раз пришёл невод? (С травой морской).
Какая труба была на новой избе старика и старухи? (Кирпичная, белёная).
Какие ворота были в новой избе? (Дубовые, тесовые).
В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (Соболья душегрейка, парчовая корона).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что держит стража царицы на плечах? (Топорики).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
Как встретила старика старуха-царица? (Выгнала).
Что общего у сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке» и других известных вам сказок? (Работа в парах, обсуждение, затем высказывание детей).
(На экране открываются слова) Высказывание детей могут отличаться от слов, высветившихся на экране.

  • Есть зачин, концовка
  • Волшебство
  • Повторение сюжета 
  • Магическое число
  • Добро побеждает зло

4. Разбор сюжета.
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (Золотая рыбка).
- В чём необычность рыбки? (Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания).
- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
- Чем они похожи? (Во всех идёт разговор старика и рыбки).
- Чем отличаются? (Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря).
- Как просит старуха?
- А меняется ли манера поведения старика возле моря?
«молвит ласковое слово, с поклоном»
- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (Рассуждения учеников).
- Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.
(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются).
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
- Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
- Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.
- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
- Случается ли такое в жизни?
- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
- Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
- Какой же урок преподал нам великий поэт? (Высказывание детей).
- Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку!
Как плохо быть сварливым и жадным, жестоким.
Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.
Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.

5. Итог урока.
- Перечитайте «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и подумайте, кто ещё является в сказке действующим «лицом».

 

УРОК 3.
Тема: Работа над образом моря – как одного из героев сказки.

Задачи урока:

  • проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами, характерное для сказки;
  • проследить смену эмоциональной окраски повторов;
  • обсудить нравственный вывод сказки;
  • развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного и осознанного чтения.

 Оборудование:

  • на доске портрет А. С. Пушкина;
  • детские рисунки «море»;
  • выставка книг со сказками А. С. Пушкина;
  • экран, компьютер.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

2. Основная часть.

- «Сказка о рыбаке и рыбке» не просто повествует о жизни старика и его встрече с волшебной рыбкой. В ней заложен глубокий смысл. В конце урока вы должны мне ответить на вопрос: Чему каждого из вас научила сказка?
А) Работа по содержанию (найти и зачитать ответы из текста).
- На уроке мы определим ещё одно действующее лицо в сказке.
- Что просила старуха в первый раз? (Корыто).
- Прочитайте как А.С. Пушкин описывает море, к которому пришел старик (Море слегка разыгралось). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Что во второй раз захотелось старухе?
- Как изменилось море? Найдите (Помутилося синее море). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.
- Какими словами обращается старик к рыбке?
«Смилуйся, государыня рыбка».
- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
«Разбранила меня моя старуха…»
« Избу просит сварливая баба…»
Б) Чтение по ролям отрывка из сказки.
- Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется? (Зачитать из текста).
«Не хочу быть черной крестьянкой
Хочу быть столбовою дворянкой…»
«Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже».
- И море дает старику об этом знак.
- Кем захотела теперь быть старуха? (Вольною царицей).
- Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Найдите и прочитайте в тексте .
- Как встретило старика море? (Почернело синее море). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Все беспокойнее становится море, но сама золотая рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивает:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
- И вот старуха уже хочет быть вольною царицей. Описание самой царицы нет. Она просто «сидит царицей» - уселась на трон в роли царицы.
- Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках? (Черную бурю). Чтение сопровождается иллюстрацией моря на экране.
- Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.
- Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
- Почему? (Потому что милость небезгранична).
- Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.
- Я возвращаюсь к вопросу, который задала в начале урока.
- Назовите еще одно действующее «лицо» в этой сказке. (Море).
- Чему научила вас сказка А.С.Пушкина? (Ответы, рассуждения детей).
Спасибо за активное участие на уроке.
Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах Росси поставлены памятники великому поэту (На экране памятники А.С. Пушкину).

3. Домашнее задание: Представьте себя художниками-оформителями и оформите обложку для книги «Сказка о рыбаке и рыбке».


Новости

30.10.2014

ИЗМЕНЕНИЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ В ВЕБИНАРЕ: «Формирование универсальных учебных действий в курсе обучения грамоте при работе по УМК «Школа России».

подробнее
30.10.2014

Состоялся вебинар по теме «Стартовая диагностика: оценка готовности к обучению в школе».

подробнее
28.10.2014

Состоялся вебинар по теме «Возможности системы заданий учебников по математике (1 – 4 классы) для формирования и развития основ логического мышления и умений использовать полученные знания УМК «Школа России».

подробнее
15.10.2014

ИЗМЕНЕНИЕ ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЕБИНАРА: «Формирование универсальных учебных действий в курсе обучения грамоте при работе по УМК «Школа России».

подробнее
13.10.2014

Вебинар «Итоговая оценка выпускников начальной школы: математика (на примере изданий новых серий издательства «Просвещение» «ФГОС: оценка образовательных достижений» и «Итоговый контроль в начальной школе»)».

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2014 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric