Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Обмен опытом / Материалы из опыта работы педагогов

Тема: «Окружающий мир. Равнины, горы и моря России»

Немилова Татьяна Анатольевна,
Шокина Ксения Алексеевна,
учителя начальных классов,
ГОУ СОШ № 115,
г.  Санкт-Петербург

План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 4 класс»
Автор: А.А.Плешаков
Тема: «Равнины, горы и моря России»

Урок №1.
Интегрированный  урок по окружающему миру и математике.

Форма урока: урок – заседание союза географов.
Тема урока: Равнины, горы, моря России.
Класс: 4 класс
Время: 90 минут (2 урока)

Цель и задачи урока:
Цель: сформировать у учащихся представление о равнинах, горах и морях России.
Задачи:

  • Образовательные.
  • Учить находить и показывать на карте равнины, горы и моря России;
  • Учить работать со схемами и контурными картами;
  • Учить сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Физическая карта России

Атлас

Мультимедийный проектор

Контурные карты

Магнитофон

Пластилин

Толковый словарь

Исследовательский дневник географа

Материалы для опыта №1

Учебники

 

Клей

 

Материал для практической работы

Ход урока.

1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя.

-Ребята, повернитесь к своему соседу и пожелайте ему удачи на сегодняшнем уроке.  

2. Сообщение цели и темы урока.

-Сегодня мы с вами открываем заседание «Союза географов». А чем занимаются географы? (Ответы детей). 
-Наше  заседание на тему «Равнины, горы и моря России» (слайд1). Сформулируйте цель нашей встречи? Все изученные нами объекты мы будем записывать в наши исследовательские дневники (см. приложение №1).

3. Работа по теме.

Работа с картой и атласом.

- Откройте атласы и рассмотрите физическую карту России. Скажите, какие цвета на ней представлены? (Ответы детей).
-Равнины на карте изображаются зеленым или желтым цветами. Назовите равнины России. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов 2,3). Если дети не называют Среднесибирское плоскогорье, то учитель показывает на карте, что к востоку от Западносибирской равнины лежит Среднесибирское плоскогорье. Это тоже равнина, хотя выглядит она иначе (слайд 4)
-Попробуйте в контурных картах найти и подписать равнины России. Затем поменяйтесь с соседом по парте и проверьте его работу.

Вычисление протяженности равнин.

- Давайте узнаем площадь изученных объектов, выполните задание, открыв наши дневники.
1 вариант – Восточно-Европейская равнина
2 вариант – Западно-Сибирская равнина
3 вариант – Среднесибирское плоскогорье
Проверка работы учащихся (показ ответов на слайде 5).

Работа со схемами.

-Рассмотрим с вами схематичное изображение равнин (слайд 6).
-Как вы думаете, какая из равнин России соответствует каждой схеме? Что подсказало? (Ответы детей).
- А что вы как географы, зная условные знаки, заметили в большом количестве на поверхности Западно-Сибирской равнины? (Ответы детей). Если дети затрудняются ответить, даем подсказку «условное обозначение болота».
-Давайте вместе подумаем, почему на поверхности этой равнины так много болот.

Проведение опыта.

-Проведем опыт. Перед вами две модели равнин. Представим, что внезапно полил сильный дождь, как поведет себя вода на холмистой равнине? (Ученик выливает немного воды на холмистую модель). Ответы детей.
-А теперь посмотрим, что будет происходить на плоской поверхности. (Ученик выливает немного воды на вторую модель). Ответы детей.
-Сделаем вывод в наших дневниках, что же такое равнина (восстанавливаем деформированный текст).
Физкультминутка.

Работа со схемами.

-А сейчас давайте равнины России объединим в одну схему. В своих дневниках начертите линию – это уровень моря, какой объект изобразим первым, потом, что будет выше всего? Дети работают в дневниках, учитель показывает рисование схемы в презентации. (Слайд7)
-Если продолжить схему, то какой географический объект будет еще выше, чем плоскогорье? (Ответы детей).(клик)

Работа с картой и атласом.

- Каким цветом на карте изображаются горы? (Ответы детей). Назовите горы России, пользуясь картой. Подпишите названия гор России в своих контурных картах.
- Почему на карте для изображения гор использовано так много оттенков коричневого цвета? (Ответы детей).
-Давайте убедимся в этом, выполнив математические вычисления. Откройте свои дневники.

Решение математических задач.

-Найдите в атласе самую высокую точку в Уральских горах. Какая это гора? Подпишите ее название под  первым отрезком в дневнике. Какова её высота? Подпишем над отрезком. А теперь найдем в атласе самые высокие точки других гор. (Другие точки в детских атласах не обозначены, поэтому дети сообщат учителю, что этих точек нет). Возникает проблемная ситуация: как узнать?
-Чтобы узнать их высоту решите задачу в своих дневниках. (Дети работают в дневниках, разрешено обсуждение в паре).
-На своей схеме в дневниках подпишите название и максимальную высоту каждой горы в порядке возрастания. (Работа идет под четким руководством учителя и проверяется по слайдам №8-12 ). Делается вывод, что действительно горы имеют разную высоту.

Работа с учебником.(стр.68-69)

-Найдите в тексте, какие три группы по высоте можно выделить среди гор России. (Ответы детей).
-Рассмотрим схематичное изображение каждой группы (Слайд 13).

Практическая работа.

-Сейчас вы, работая в паре, из пластилина выполните модели гор. (Работа учащихся).
-Показ гор на слайде. Выберите, какие горы, к какой получившейся модели будут соответствовать? (Ответы детей). Давайте проверим, правильно ли мы предположили (Слайды №14-16).
-Сделаем вывод в наших дневниках, что такое горы, какие они бывают (заполним таблицу).
Физкультминутка.

Работа с картой и атласом.

-Но территория России это не только суша, это ещё моря и океаны. Какие океаны омывают берега нашего материка на востоке, на севере, на западе? (Ответы детей). Подпишите их названия в контурных картах (взаимопроверка).
-Сейчас вы самостоятельно займетесь исследовательской работой, вам нужно будет найти моря, которые принадлежат этим океанам. Но для этого вам необходимо знать, что такое море. Найдите его определение в своих дневниках и прочитайте. Пользуясь атласом, восстановите текст данный ниже. Проверка.

Игра «Узнай по описанию».

-Учащимся предлагается  описание морей трёх океанов (см. приложение №2), они должны догадаться о морях какого океана идет речь (Слайд 17-19).

Введение нового понятия.

-Посмотрите на карту и скажите, какие моря по своему местоположению отличаются от остальных? (Ответы детей).
(Если дети назовут Каспийское море, то учитель сообщает, что это озеро и задаёт на дом узнать почему.)
-Чёрное и Азовское море - это моря, которые глубоко вдались в сушу и поэтому их называют внутренними морями (слайд 20). Давайте запишем в дневники. (Дети находят схему «Виды морей» и начинают её заполнение)
-Эти моря также как все связаны с мировым океаном и являются его частью, посмотрите (Слайд 21).
-А сейчас давайте послушаем рассказ опытного мореплавателя, не раз бороздившего просторы мирового океана, о том, как называют остальные моря, которые омывают Россию. (Приложение №3)
- Назовите внешние моря, омывающие Россию с севера, с востока, с запада? (Ответы детей). Закончите таблицу в дневниках приведите примеры (2-3 примера).

Практическая работа.

-Проверим, как вы поняли, чем отличается внешнее море от внутреннего. Выполните аппликацию. Дети работают с раздаточным материалом. (Дети работают в паре, учитель помогает по мере необходимости).

Составление задач по схемам.

-Составьте задачу на нахождение самых глубоких мест в изученных морях, опираясь на схему в ваших дневниках. Запишите её в пустых строках. (Работают по двум вариантам).
-Поменяйтесь с соседом и решите его задачу. Проверка.
-Пользуясь своими результатами и результатами соседа, составьте схему глубин данных морей по убыванию. Проверка (слайд 22).

4. Рефлексия.

-Сегодня на уроке мы были настоящими географами. Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели?  А что мы изучали и исследовали? (ответы детей)
- Давайте сейчас каждый из вас попробует оценить свою нелёгкую работу. В ваших дневниках на последней страничке есть оценочная таблица, найдите её.
-Возьмите цветной карандаш и закрасьте один прямоугольник из первого столбика «равнина» напротив той оценки, которая, по вашему мнению, соответствует вашей работе на этом этапе урока. (Аналогичные действия выполняют учащиеся во 2 и 3 столбиках.)
-Поднимите руку у кого за урок хорошие оценки? А у кого хорошее настроение?

5. Домашнее задание.

Уметь находить и показывать на карте изученные объекты, знать их особенности и уметь о них рассказывать.

Презентация «Равнины, горы и моря России», ppt (2036 Kb)
Географический журнал, ppt (1212 Kb)
Приложение 1, doc (107 Kb)
Приложение 2, doc (75 Kb)


Новости

18.07.2019

Обновлённые программно-методические материалы доступны для скачивания

подробнее
15.07.2019

Внеурочная деятельность: возможности для развития каждого ребёнка

подробнее
28.06.2019

Курсы повышения квалификации в Кыргызтане

подробнее
03.06.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах июня 2019 г.

подробнее
06.05.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах мая 2019 г.

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric