Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Обмен опытом / Материалы из опыта работы педагогов

Тема: «Окружающий мир. Озера и реки России»

Немилова Татьяна Анатольевна,
Шокина Ксения Алексеевна,
учителя начальных классов,
ГОУ СОШ № 115
г.  Санкт-Петербург

План-конспект урока по учебнику
«Окружающий мир. 4 класс».
Автор: А.А.Плешаков
Тема: «Озера и реки России»

Урок №2

Форма урока: Урок – заседание союза географов.
Тема урока: Озера и реки России.
Класс: 4 класс
Время: 45 минут

Цель и задачи урока:
Цель: сформировать у учащихся представление об озерах и реках России.
Задачи:

  • Образовательные.
  • Учить находить и показывать на карте озера и реки России;
  • Учить работать со схемами и контурными картами;
  • Учить сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Учить искать и обрабатывать информацию.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Физическая карта России

Атлас

Мультимедийная установка

Контурные карты

Презентация

Исследовательский дневник географа

 

Материалы для изготовления журнала

Примечание:
Данный урок можно построить на работе учащихся за ПК

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.
Выполните тест. (слайд 1-3). Букву правильного ответа вставьте в клетку в своих дневниках. (см. приложение)

  • Какая равнина раскинулась от западных границ России до Уральских гор?

В)Приволжская                                   Л) Западно-Сибирская
Р)Восточно-Европейская                   Д) Среднесибирское плоскогорье

  • Поверхность какой из равнин России более плоская?

У) Среднесибирское плоскогорье     Е) Западно-Сибирская
П) Приволжская                                  К) Восточно-Европейская                  

  • Какие горы называют Каменным поясом земли Русской?

Д) Саяны                                             Е) Алтай
Б) Кавказские                                     К) Уральские                  

  • Какие горы России самые высокие?

А) горы камчатки                               Е) Алтай
И) Кавказские                                     К) Уральские                  

  • Название каких гор России означает «золотой»?

Д) Саяны                                             П) Кавказские
Б) Уральские                                       О) Алтай                 

  • Какие горы России в Списке Всемирного наследия?

Д) Алтай                                               Е) Саяны
З) горы Камчатки                                М) Уральские                  

  • Моря какого океана не омывают берега России?

Д) Тихого                                              Ё) Индийского
Б) Атлантического                               К) Северно-Ледовитого океана                

  • Какое море входит в состав морей Атлантического океана?

Р) Белое море                                       Е) Азовское море
Б) Черное море                                     К) Балтийское море                  

  • Какое море самое тёплое?

В) Японское море                                  Е) Балтийское море
А) Черное море                                     Ж) Охотское море                  

3. Сообщение цели и темы урока.
-Из получившихся букв составьте тему нашего заседания. (Ответы детей).
-Сегодня на нашей встрече географов мы будем говорить об озерах и реках России. (слайд 4).  Наш исследовательский дневник (см. приложение) продолжаем заполнять. И в результате нашей работы сегодня мы сделаем выпуск географического журнала. Показ обложки, заготовленной заранее.(См. примерную обложку и странички журнала)
-Чего не хватает на обложке? (Ответы детей). В конце нашей работы мы придумаем название и запишем его на обложку.
- На столах в группе есть два альбомных листа, значит каждая группа сегодня изготовит две страницы. (Класс разделен на 4 исследовательские группы по уровню подготовленности детей). Начнем работу.

 4. Работа по теме.

Каспийское озеро- море.
- Давайте вспомним, что такое озеро? (Ответы детей). Прочитайте определение в своих дневниках.
Озеро – это большой естественный водоем, не связанный с мировым океаном. (слайд 5, клик) Появляется вопрос: Назовите озеро?
-Рассмотрите изображение и  поднимите карточку, цифра которой  соответствует  правильному ответу. (У детей сигнальные карточки.) Проверяем. (клик)
- Посмотрим какие водоемы изображены на карте (клик). Мы с вами выяснили, что второе изображение это озеро, почему же оно называется Каспийским морем? (Ответы детей).
- Более 10 тыс. лет назад Чёрное и Каспийское море входили в состав одного огромного Сарматского моря. Территория Предкавказья, средней Азии, Азовское и Аральское моря также входили в состав Сарматского моря. Кавказские горы возвышались тогда в виде острова в центре этого моря. (Показать на карте бывшую территорию моря.) В результате движения земной коры изменилось состояние Сарматского моря. Так образовалось несколько морей связанных с мировым океаном и одно замкнутое море – Каспийское. Так как оно потеряло связь с океаном, его стали называть озером - морем, вода в нем морская – соленая и на сегодняшний день это самое большое озеро в мире.
-Найдите Каспийское озеро- море у себя в атласах и на контурных картах, занесите объект в дневники.

Ладожское и Онежское озера.
-Озёр в России множество и больших и маленьких, всего свыше 2 млн. Посмотрите и попробуйте найти в своих атласах  данное озеро. (слайд 6) Как оно называется? (Ответы детей).
- Ладожское озеро или просто Ладога – самое крупное озёро в Европе, в народе его с любовью называют Ладога – матушка. Какая река из него вытекает? (слайд 7). (Ответы детей).
-А какой город стоит на этой реке? (слайд 7, клик) (Ответы детей).
- Нева – единственная река, которая берет начало из Ладожского озера. Но в Ладожское озеро 32 реки приносят свои воды. Одна из самых крупных - река Свирь. (слайд 8,клик) Найдите её на карте в атласе. Из какого озера Свирь берет свое начало? (Ответы детей).
-Онежское озеро или Онего – второе по величине в Европе. (слайд 9)  Это озера в народе называют Онего - батюшко (клик). Подпишите оба озера в контурных картах, занесите объекты в дневники.

Работа в паре.
- В паре подумайте и запишите небольшую историю, сказку или рассказ - почему эти два озера в народе называют «батюшко» и «матушка». (Работают в дневниках, заслушиваем лучшие произведения.)

Озеро Байкал.
-А сейчас вы прочитаете сведения на следующей странице своего дневника и каждый попробует узнать о каком озере идёт речь. (задания по группам)
(Проверка: зачитывая тексты, учащиеся делают вывод, что на всех карточках дано описание озера Байкал). (слайд 10)
-Найдите озеро Байкал на атласе, подпишите его название на контурных картах и занесите объект в дневники.
-(клик) Вспомните, как связана эта эмблема и озеро Байкал? (Ответы детей).

Обобщающее задание (практическая работа в группе).
- Из конверта возьмите пазлы и сложите из них озеро. Если вы выполните задание верно, то узнаете дополнительную информацию об объекте. Приклейте получившееся изображение на альбомный лист, подпишите название географического объекта. В исследовательском дневнике найдите текст о вашем озере, подчеркните интересную информацию и выпишите её на страницу будущего журнала, пользуясь планом. (слайд 11)
(Учащиеся работают, учитель помогает по мере необходимости).
Проверка: дети представляют свою работу. Остальные заполняют таблицу в дневниках, заносят информацию. (см. приложение)

Физкультурная пауза.

Реки России.
- Следующие объекты нашего исследования – реки. А что называют рекой? (Ответы детей). Назовите части реки. (Ответы детей). (слайд 12).
Прочитаем и выполним  в своих дневниках задание.
-Россия – страна очень богатая водными ресурсами. Рек, как и озёр в России великое множество. Мы с вами познакомимся с самыми крупными. Найдите их название в задание №2 в дневниках . Дети отвечают, (слайд 13) появляются ответы.
-Найдите эти реки в своих атласах. Учитель помогает.

Исследовательская работа.
- Возьмите конверты с заданиями, начнем исследование российских рек. Каждой команде предстоит исследовать одну реку, сделать о ней страницу в журнал и представить её своим одноклассникам. В конверте вы найдёте всё необходимое для работы. При работе пользуйтесь планом подсказкой и дневником. (слайд 14)
Конверт: 5  схем рек, цветные кружки.
Учащиеся работают по группам, учитель контролирует их деятельность, помогает, даёт советы.

Защита проекта.
-Сейчас каждая группа представит свою страничку. В ходе выступления учащихся учитель сопровождает рассказ об объекте показом слайдов. (слайды 15-19)
-Вы в ходе рассказа заполняете таблицу в исследовательском дневнике и подписываете реки на контурных картах.

5. Рефлексия.
-Сегодня на уроке мы исследовали реки и озера России и создавали географический журнал «?». Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось. (Собираем странички в обложку). Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели? (Ответы детей). Давайте придумаем название нашему журналу. (Ответы детей) Голосованием выбираем лучшее и записываем на обложку.

6. Домашнее задание.
-Пользуясь учебником и исследовательским дневником повторить исследованные объекты.

Презентация «Реки и озера России», ppt (5932 Kb)
Приложение, doc (107 Kb)


Новости

12.11.2019

Формируем исследовательские умения

подробнее
11.11.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах ноября 2019 г.

подробнее
05.11.2019

Московский Фестиваль «Учительская книга»

подробнее
01.11.2019

Формирование читательской компетентности в начальной школе

подробнее
30.10.2019

Педагогическая мастерская

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric