Издательство 'Просвещение'

Главная страница / В помощь учителю / Конспекты уроков и внеурочных мероприятий

Тема: «Русский язык. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Рачкова Ирина Владимировна - учитель начальных классов высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Учитель - учителю» в номинации «Урок «Просвещения», 2008г.,  конкурса «Мой новый урок», 2011г. Почетный работник общего  образования.

Учитель «Лингвистической гимназии № 23
им. А.Г. Столетова»
г. Владимира

 

План-конспект урока по учебнику
«Русский язык.  4 класс».
Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Тема: «Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»».

Цели урока:

  • учить описывать картину; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и развивать чувство прекрасного в процессе анализа репродукции картины;
  • формировать личностное отношение к шедеврам российской живописи;
  • воспитывать национальную гордость.

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык 4 класс», картинная галерея учебника (Авторы: В. П. Канакина и В. Г. Горецкий).
  • Репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (на доске),
  • Репродукции картин зимней тематики ( небо на картинах должно быть облачным, серым ).
  • Демонстрационные карточки с названием этапов работы над текстом.
  • Демонстрационные карточки с названием пунктов плана сочинения.
  • Фонограмма П. И. Чайковского «Времена года» (февраль)

Эпиграф: «Лазурью светлою горят небес вершины…» Вяземский

Ход урока:

I. Мотивация и целеполагание:
-Сегодня у нас урок развития речи. Каковы задачи уроков развития речи? (учиться правильно говорить и писать)
-Что мы должны сделать, чтобы успешно справиться с этой задачей? (внимательно рассмотреть картину и понять её сюжет; определить, какой текст будем составлять: описание или повествование; написать сочинение по составленному плану.)
По мере ответов детей на доске появляются демонстрационные карточки с названием этапов работы над сочинением; после обсуждения эти карточки располагаются на доске в логической последовательности:

  • Рассмотреть картину.
  • Составить план сочинения.
  • Обдумать каждую часть.
  • Написать сочинение.
  • Проверить работу.

II. Подготовка к восприятию картины. Беседа о художнике И. Э Грабаре.
-Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть своё очарование. Художники-искатели красоты, конечно, заметили, как удивительна зима! Зиме посвящено много картин.
На доске несколько репродукций.
-Посмотрите на нашу зимнюю картинную галерею. Правда, красиво! Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Найдёте ли вы её среди других картин?
-Как вы определили ? (По небу. На других картинах небо серое, белое или в облаках. И только на этой – синее лазурное небо. Поэтому картина так и называется. Мы уже видели её в картинной галерее нашего учебника)
Учитель убирает лишние картины.
-Что же  такое «лазурь»? (Светло-синий цвет, в словаре помечено – устаревшее слово.)
Учитель обобщает:
-Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Это подарок природы в самый разгар февраля – самого вьюжного месяца зимы. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте.
-«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка! Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.
 Работа с упр.120.
- В нашем учебнике есть текст об этой картине, прочитаем его. 
- Как назвали эту картину зрители?
(Гимн – торжественная песня)                 
- Как автор вспоминал о замысле картины? Найдите, прочтите.                             
- Какие прилагательные использует автор?
- Вспомните значение прилагательных. ( на доске появляются карточки с прилагательными )                                  

Лазоревый – нежно-голубой;
Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок      белого;
Коралловые ветки – причудливо изогнутые нежные, хрупкие веточки;
Сапфировый – ярко-синий цвет с блеском драгоценного камня.

Учитель обобщает:
-Художник выбрал самые точные и образные прилагательные для создания яркого образа своей картины.

III. Рассматривание репродукции картины «Февральская лазурь».
-Найдите репродукцию на страницах картинной галереи нашего учебника. Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь впустить в своё сердце этот праздник света и цвета..
Учитель даёт время на вдумчивое рассматривание репродукции.      
Поделитесь своими впечатлениями
( Картина очень яркая по сравнению с другими , посмотришь  и хочется улыбнуться, мне нравится.)

IV. Беседа по содержанию картины.
-Как думаете, почему художник именно так назвал свою картину?(Отвечают  2-3 ученика, учитель подводит итог.)
-Когда смотришь на эту картину, в душе возникает праздник цвета, ощущаешь радость и восторг, как от красочного салюта. Ведь такую лазурь неба не часто увидишь зимой, и эту редкую красоту удалось передать художнику ( Женя М.)
-Какие же цвета преобладают на картине? (Голубые, синие, белые, серебристые.)
Учитель обобщает:
-Художник вспоминал о поразивших его красках – я увидел перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённые голубой эмалью неба.
-Какое утро изображёно на картине? (Солнечное, ясное, погожее, морозное.)
-Что изобразил художник? (Снег, берёзы, небо, тени.)
На доске появляются таблички с этими словами.
-Каким вы видите небо на картине? (Голубое, нежно-синее, лазурное.)
(На доске появляются таблички с этими словами.)
Учитель обобщает:
-Художнику удалось получить впечатление перезвонов и переливов голубых красок – от нежно-бирюзовых внизу до ультрамариновых наверху.(Если в детских высказываниях это слово не прозвучит, то сказать «ярко-синие»)
-Каков снег на картине? (Серебристый, нежно-голубой, искристый.)
-Что видите на снегу? (Тени сапфировые.)
-Почему тени так чётко видны? (День солнечный!)
-Но главные на картине – берёзы. Рассмотрим их.
-Какими мы их видим? Опишите их.  (Жемчужные, кружевные, коралловые ветки.)
-Что можно сказать о стволах деревьев? (Могучие, изогнутые.)
-Почему берёзы – жемчужные? (Цвет стволов нежно-белый, сверкает на солнце, как жемчуг, инеем покрыты веточки!)
-Почему художнику захотелось нарисовать именно березы? (они ему очень понравились)
Учитель обобщает ответы детей:
-Верно, когда хочешь показать всем то, что тебе очень нравится и делаешь это взволнованно и талантливо, то и другим это нравится.

V. Работа над композицией сочинения.
-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ.
-Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание.)
-Какими будут части? (Вступление, основная, заключение.)
Я  предлагаю такой план: (На доске плакат.)

  • Художник и его картина.
  • Солнечное февральское утро.
  • Гимн берёзам.
  • Тени на снегу.
  • Моё отношение к картине.                                                                                 

-Какой пункт плана будет вступлением?
-Что относится к основной части? (2, 3, 4 пункты.)
-А что является заключением?

VI. Обсуждение каждой части.
-О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?(Отвечают 2 -3 ученика.)
-Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?        (Отвечают 2- 3 человека.)
Учитель обобщает:
-Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.
Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам»  (Отвечают 2 – 3 человека)
Учитель обобщает:
-Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.
А каков же снег на картине? ( Отвечают 2-3 человека)
Учитель обобщает:
-Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.
Работа над заключительной частью.
-Какие могут быть варианты заключительной части? ( Надо рассказать, нравится картина или нет, объяснить: почему)
Учитель обобщает:
-Ребята, скажите, а баловал ли нас январь вот такими ясными и солнечными днями? ( таких дней почти не было)
-Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?
-Можно ли об этом написать в заключении? (получится интересно)

VII. Запись сочинения.
-«Сказкой инея и восходящего солнца» назвал И. Грабарь картину, изобразив просвечивающее сквозь ветви серебристых от инея любимых берёз восходящее солнце.
-Попробуйте и вы нарисовать словами «свою зимнюю сказку».
Дети самостоятельно работают над текстом. Учитель тоже пишет своё эссе.
Тихо звучит музыка.

VIII. Итог.
-Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?
-Какие знания и умения вам понадобились, чтобы справиться с этой работой?
-На уроке редактирования мы прочтём наши работы, поможем друг другу улучшить свои сочинения.


Новости

09.06.2014
Вебинар по русскому языку

30 мая 2014 года прошёл вебинар по теме «Формирование УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК издательства «Просвещение»».


подробнее


08.04.2014
Вышли переработанные универсальные пособия серии «Зелёный дом»

Плешаков А. А.
Зелёные страницы. 224 с., 4 кр., переплет

Плешаков А. А., Румянцев А.А.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.



04.04.2014
Вышли переработанные раздаточные материалы В.П.Канакиной

Канакина В.П.
Русский язык. Раздаточный материал. 2 класс. 80 с., обл.

Канакина В.П.
Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. 96 с., 4 кр., обл.



29.01.2014
Технологические карты
Уважаемые коллеги, раздел
"В помощь учителю" пополнился новыми технологическими картами по обучению грамоте.

09.01.2014
Расписание вебинаров
Уважаемые коллеги, предлагаем вам ознакомиться с расписанием вебинаров на январь 2014 года.

Все новости
Подписка на новости  
        2005 — 2014 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric