Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Методические рекомендации и пособия / Методические пособия

Научно-методические основы курса «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и их реализация в УМК для 2 класса

Раздел I.
Введение

1.1. Основная концептуальная идея курса,  его особенности  и соответствие целям и задачам современного образования, ФГОС.

Идеологической основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарта второго поколения) является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции, отражающей социальный заказ современной школе, особое внимание уделено решению задач социализации современного школьника, созданию условий для социально-педагогического партнёрства и социально-педагогической поддержки становления и развития «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» .  Современный национальный воспитательный идеал, заданный авторами «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» в полной мере может быть реализован в учебном курсе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др., т.к. содержание курса и отражённые в концепции курса научно-методические подходы к урокам литературного чтения, задают вектор для создания условий переживания подлинности личной идентичности школьника, его возможности быть самим собой, осмыслять свои действия и поступки через восприятие литературных произведений и идентификацию с героями художественных произведений, что непосредственно ведёт к формированию нравственных качеств личности, ответственному поведению, развитию творческих способностей, инициативности, осознанию себя гражданином своей страны, знающим ответ на вопрос «Каким должен быть я, чтобы моя страна развивалась и процветала».

Поэтому ведущей целью курса является: погружение младшего школьника в мир художественной литературы, в мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова, раскрытие перед учащимися художественных произведений во всей их полноте и многогранности, нравственно-эстетическое преображения читателя-школьника.  

Представленная цель реализуется в нижеследующих задачах:

  • Развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление.
  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения. Развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление.
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус.
  • Формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений.
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.
  • Обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству, творчеству писателей.
  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.
  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка.
  • Обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения.
  • Работать с различными типами текстов, в т.ч. научно-познавательным.

Цель и задачи курса «Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова и др.) реализуются в отличительных особенностях курса, осознание которых современным учителем приведёт его к более глубокому пониманию процессов, происходящих в образовательной системе России в связи с внедрением ФГОС НОО, позволит иначе посмотреть на привычные формулировки, соотнести их с современными задачами образования. Благодаря осмыслению отличительных особенностей курса «Литературное чтение», учитель осознает ведущую идею современного образования, которая сегодня связана с изменением педагогической парадигмы. Образование эпохи 21 века отходит от  знаниевой парадигмы. Сегодня учитель – не транслятор знаний. Его задача не в том, чтобы наполнить голову ребёнка всевозможной информацией, а научить, как правильно ею пользоваться, где, когда и в каких случаях она может быть полезна, как эту информацию трансформировать в собственные убеждения, идеалы, концепции, внутренняя систематизация которых  в конечном итоге приведёт к изменению личности, переориентации его сознания и мышления. Другими словами  можно сказать, что сегодня не так важно знание само по себе, а важно знание в действии. Отсюда вытекает актуальность системно-деятельностного подхода и других научных подходов в современном образовании, стремящихся сделать акцент на слове «деятельностный» (вариативно-деятельностный, рефлексивно-деятельностный подходы и пр.). Современный учитель должен понимать, что сегодня мало просто говорить с детьми о нравственных и эстетических категориях, необходимо создать условия:

  • для реализации эстетического потенциала, заложенного в ребёнке с рождения;
  • для перехода учащихся с одной ступени нравственного развития на другую;
  • для проявления в реальной жизни (в поступках, в отношениях с людьми, с животными, природой и пр.) своих нравственных и эстетических устремлений.

Таким образом, работа с художественным произведением, его образами и художественным словом должны способствовать проникновению читателя-школьника в смысл нравственной проблематики произведения, формированию его нравственных установок, позиций, убеждений и оценок.

Итак, рассмотрим отличительные особенности курса «Литературное чтение» (авт. Л.Ф. Климанова и др.) в свете современных задач образования и требований ФГОС НОО.

К основным особенностям курса можно отнести:

  • Включение в учебники высокохудожественных текстов, в основном произведений классической литературы.
  • Усиление воспитательной направленности курса, ориентация содержания на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
  • Развитие аналитических способностей младших школьников посредством включения учащихся в  процесс анализа литературного произведения, что способствует углублению их эстетического восприятия.
  • Создание условий и ситуаций нравственного выбора для моделирования поведения ребёнка на основе сопоставления поступков литературных героев со своим жизненным опытом.
  • Развитие речи младших школьников на основе составления учащимися ассоциативных рядов.
  • Формирование интереса к книге посредством включения в систему чтения уроков внеклассного чтения и рекомендательных списков литературы по каждой теме и итогам года.
  • Включение школьников в проектную деятельность, развитие творческих способностей и формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся.
  • Организация деятельности целеполагания и планирования.
  • Совершенствование основных качеств чтения: беглости, сознательности, правильности и выразительности.

Рассмотрим, как реализуются отличительные особенности курса на конкретных примерах.

Говоря о первой особенности курса, включении в учебники высокохудожественных текстов, произведений классической литературы, обратим ваше внимание на то, что анализ учебников показал: 82,1% литературных текстов учебников Л.Ф. Климановой ориентированы на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, на формирование у них высших человеческих ценностей. Следовательно, средствами учебника созданы все условия для нравственного развития и воспитания младших школьников на уроках литературного чтения, что полностью соответствует задачам, сформулированным ФГОС НОО и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». В частности, в учебнике «Литературное чтение» для 2 класса предусмотрена работа с большим количеством произведений устного народного творчества: пословицами и поговорками, русскими народными песнями, потешками и прибаутками, считалками и небылицами, загадками, русскими народными сказками. Всего во втором классе изучается 110 произведений УНТ, из них 65,5% - пословицы и поговорки, отражающие различные нравственные аспекты и ценности (о труде, о дружбе, о взаимопомощи, о согласии, об отношениях с родителями и уважении к старшим и пр.), 19,1% - загадки, 15,4% - другие произведения малых фольклорных жанров. Всё это свидетельствует о том, что в учебнике достаточно полно представлен материал для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России на примере произведений фольклора русского народа. Кроме того, огромный пласт в учебнике представляют произведения русских писателей-классиков (А. Пушкин, И. Крылов, Л. Толстой) и великих русских поэтов (А. Блок, Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А. Плещеев, А. Фет, А. Толстой, С. Есенин, В. Брюсов, И. Бунин). Из 223 произведений, изучаемых во 2 классе, 22,8% приходится на произведения русских классиков, что составляет почти треть всех изучаемых произведений. Также широко представлена литература писателей-соотечественников 20-90 годов XX столетия (М. Пришвин, Н. Сладков, Б. Житков, В. Бианки, К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов, В. Осеева, Э. Успенский, В. Драгунский, И. Токмакова, В. Берестов, Э. Мошковская, Е. Благинина и др.), что составляет 23,8% от всех изучаемых произведений и равно количеству произведений классиков русской литературы. Общеизвестным является факт, что писатели и поэты, создававшие произведения для детей уже в наше время, продолжали культурные традиции классической литературы, раскрывали перед читателями всё те же непреходящие общечеловеческие ценности и нравственные постулаты, а, следовательно, их произведения не утратили актуальности на сегодняшний день и являются в руках современного учителя инструментом формирования нравственной сферы личности, инструментом развития эстетических чувств и художественного вкуса учащихся.

На изучение произведений зарубежной литературы приходится лишь 9,2% произведений, что не умаляет её достоинств, но даёт возможности учителю вести сопоставительный анализ произведений русских и зарубежных писателей, вскрывать вместе с учащимися схожую нравственную проблематику в их произведениях, находить единые ценности и обогащать опыт детей ещё неизвестными им способами разрешения трудных жизненных ситуаций.

Таким образом, мы постарались убедить учителя в том, что его ученики, благодаря учебникам Л.Ф. Климановой и др., соприкоснутся с великой тайной искусства и огромным культурным наследием, представленным вышеперечисленными авторами, что само по себе уже обладает мощным воспитывающим потенциалом будущего гражданина России.

Усиление воспитательной направленности курса, ориентация содержания на духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников прослеживается не только в подборе произведений, но и методическом сопровождении каждого отдельного текста. Практически все тексты снабжены продуманной системой вопросов и заданий, что позволяет ребёнку уловить нравственный смысл произведения, поразмышлять над поступком героя, задуматься над его мотивом, идентифицировать себя с этим литературным героем и подумать над тем, как бы он повёл себя в том или ином случае. Психологи говорят о необходимости для младшего школьника поставить себя на место другого человека или героя произведения, что позволяет ребёнку проникнуться чувствами и мыслями героя, лучше понять его, отследить свои реакции на реплики других героев. Приём идентификации с героем произведения эффективно работает и при инсценировании каких-либо эпизодов произведения. В качестве примера вопросов и заданий, которые способствуют идентификации с героем произведения можно привести задание № 6 к рассказу Е. Чарушина «Страшный рассказ», в котором говорится: «Вспомните с другом случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы» или задание № 3 к рассказу М. Пришвина «Ребята и утята», которое звучит так: «А как поступил бы ты на месте рассказчика: стал бы ругать ребят или объяснил им, как труден путь утят к озеру». Несомненно, идентификация с героем нужна ребёнку только на определённой стадии его развития, постепенно он будет отходить от образцов того или иного поведения. Благодаря тонкому анализу произведений, обогащаясь разнообразными примерами нравственного (или безнравственного) поведения, ребёнок будет мысленно выбирать свой индивидуальный и неповторимый способ выхода из сложной нравственной ситуации, опираясь на собственное осмысление себя, своих индивидуальных особенностей. Но этому нужно учить тактично и последовательно.

Развитие аналитических способностей младших школьников посредством включения учащихся в процесс анализа литературного произведения является одной из ведущих особенностей учебного предмета литературное чтение и, в частности, курса Л.Ф. Климановой. Современному человеку невозможно сегодня проживать жизнь качественно без аналитических способностей, без склонности к анализу ситуаций и событий, происходящих в его жизни.  Именно поэтому умение анализировать включено авторами ФГОС НОО как метапредметное умение, которое позволит человеку применять его на разных областях и на различных уровнях его бытия. У младшего школьника данное метапредметное умение вполне может быть сформировано на различных учебных курсах, и в том числе в курсе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др.  Сформированные аналитические способности позволят ребёнку делать самостоятельные открытия в жизни, во всём доходить до самой сути, искать причины успеха и неудач в деятельности, личностном, а затем и профессиональном становлении, формировать свою концепцию жизни в соответствии с индивидуальными запросами. Чтение и анализ литературного произведения не только позволяют разобраться в себе, в сложных жизненных ситуациях, но и способствуют углублению эстетического восприятия художественного произведения, создают условия для понимания литературы как искусства, формирования эмоциональной восприимчивости, впечатлительности, чувства слова. Одним словом, работа с литературным текстом открывает безграничные возможности развития личности ребёнка и формирования у него необходимых качеств. Процесс формирования аналитических способностей в курсе Л.Ф. Климановой представлен разнообразными упражнениями и заданиями, сопровождающими текст художественного произведения. Например, в теме «Устное народное творчество» можно увидеть вопросы такого типа: «Как ты думаешь, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей, полна горница людей» разные отгадки?» (с. 25), «Подумай, изменится ли смысл сказки, если хозяйка даст курочке маслица?» (с. 34, сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»), «Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуй свой ответ» (с. 38, сказка «У страха глаза велики»).  Неслучайно автор учебника включает в учебник второго класса 72 пословицы и поговорки. Именно этот жанр побуждает ребёнка осмысливать каждое произведение более глубоко. Практически к каждому произведению даётся ряд пословиц (поговорок), среди которых нужно найти ту, которая наиболее точно отразит нравственную проблематику произведения. Например, к сказке «Лиса и тетерев» даётся поговорка «На языке медок, а на уме ледок», обобщённый смысл которой нужно понять и соотнести с основной мыслью сказки. Такое задание, как «Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы (даётся ряд пословиц)», проанализировать жизненные ситуации, происходившие с ребёнком, сопоставить пословицы со своим пусть и небольшим жизненным опытом, задуматься над тем, соответствовало ли поведение тому нравственному смыслу, который заложен в каждой из пословиц. При выполнении таких заданий работает не только мысль ребёнка, но начинает усиленно биться сердце, включается эмоциональная сфера, потому что никто не может быть равнодушным к тем событиям, что происходили в его жизни, особенно если эти события были значимы для человека. Задания такого типа вызывают интеллектуальный и эмоциональный отклик у ребёнка, учащиеся быстро включаются в обсуждение, в дискуссии, пытаются поделиться своими мыслями, доказывают свою точку зрения. Благодаря такому включению формируется интерес к интеллектуальной, в частности, к аналитической деятельности, развивается активность, инициативность и самостоятельность суждений.

Что касается влияния аналитической деятельности на формирование эстетического отношения к жизни, чувства красоты и развитие остроты восприятия художественного слова, то каждый раздел, посвящённый поэзии, работает на решение этих задач. Напомним, что в разделы «Люблю природу русскую» включены произведения лучших мастеров слова, признанных поэтов XIX-XX века. Название раздела «Люблю природу русскую» говорит само за себя. Через восприятие поэтического слова, его красоты, ритмичности и музыкальности пробуждаются гражданские чувства ребёнка, связанные с гордостью за красоту родной природы, за то, как её воспевают поэты-соотечественники, за то, как изображают русские художники, за то, что только русский поэт может сказать в своих стихах о Родине такие слова

Как не гордиться мне тобой,
О Родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим, я.
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На тёмные леса.

Как любили Россию великие поэты, ребёнок узнает из того, как они пишут о родной природе. Красота природы отражена поэтами в самых, казалось бы, простых предметах – в первом снеге, снежинке, заснеженном лесе, белой берёзе под окном родного дома. Анализ образов, созданных авторами в стихотворениях, поможет ребёнку осознать, какие чувства овладевали поэтом, когда он видел красоту окружающего мира. Пристальное внимание к самым ярким авторским ассоциациям («ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса», «в лучах блистающих скользит, умелая…», «он успел платок пуховый расстелить на мостовой», «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит…», «а по двору метелица ковром шелковым стелется…», «Белая берёза под моим окном, принакрылась снегом, точно серебром» и др.) ведёт к пробуждению эстетических чувств ребёнка, его эмоциональной отзывчивости и впечатлительности. Анализ стихотворных строк должен всегда идти от понимания того, как автор написал (восхитительно, мастерски), к тому, что его волновало в этот момент, не оставило равнодушным, что зацепило поэта при виде этой картины природы. Всегда обсуждайте с учащимися чувства автора, т.к. без чувств нет поэтических строк. Лирика – это проявление чувств, динамика их изображения. Неслучайно в одном стихотворении чувства и настроение автора могут многократно меняться. В ходе анализа стихотворений необходимо напоминать школьникам, что поэты – люди чувственной души, они очень остро чувствуют красоту, но также остро чувствуют боль и несправедливость, невнимание, дисгармонию в отношениях, поэтому часто страдают, хотя людям дарят незабываемые произведения, которые становятся достоянием культуры целого народа. Особенно много таких мастеров слова среди русских поэтов.
Обсуждая проблему развития аналитических умений и способностей учащихся, нельзя забывать о главном методическом принципе: анализировать произведение нужно только с определённой целью и под эту цель отбирать эпизоды (а в стихотворениях строки, поэтические обороты или строфы), разбор которых поможет ребёнку придти к осмыслению той или иной проблемы. Таким образом, мы постарались показать, какой огромный потенциал заложен в учебниках для второго класса Л.Ф. Климановой для нравственно-эстетического развития младшего школьника, становления его гражданской позиции.

Создание условий и ситуаций нравственного выбора для моделирования поведения ребёнка на основе сопоставления поступков литературных героев со своим жизненным опытом.

Задумываясь над проблемой нравственного выбора современный учитель должен осознавать актуальность данного явления. Дело в том, что современный период в истории человечества  оказался отмечен «хроническими» кризисами, вызывающими трансформации классических ценностных ориентиров. Всё это объясняетсяусиливающейся напряжённостью социальной жизни, усложнением межличностных отношений, коренными социальными переменами, происходящими в обществе в последние десятилетия. К тому же в современной России духовные ценности в последнее время зачастую рассматривались как зависимые, производные от культурных, общественных, национальных, экономических ценностей, что способствовало усилению «экзистенциального вакуума» (В.Франкл) в человеке, потере индивидуальности, сведению личности к внешним атрибутам и функциям, её усреднению и выравниванию. В тоже время современная эпоха оказалась отмечена резким повышением субъективного, личностного фактора в истории цивилизации, что вызвало потребность осмысления внутренних ориентиров жизнедеятельности индивида, направляющих не только свои силы и способности, но и весь арсенал современной науки и технологии к достижению собственных смыслозначимых целей. В данной сложившейся ситуации индивид оказался «обречён» на свободу выбора и действия. Поэтому так остро перед современным человеком стоит проблема нравственного выбора, причём, выбора, с одной стороны свободного, с другой – ограниченного рамками морали. Определиться с выбором (особенно нравственным)  в ситуации утраты современным человеком высших, духовных ценностей - трудная задача, т.к. нравственный выбор требует от человека определённого уровня духовно-нравственного развития, способности совмещать в процессе выбора такие важные жизненные аспекты, как мораль и свобода. При этом необходимо учитывать, что стремление к свободе заложено в человеке изначально, а стремление к соблюдению принципов морали, вырабатываемых обществом целыми столетиями, необходимо воспитывать, причём с самого детства. Для младшего школьника эта задача осложняется ещё и тем, что он, по мнению Ж.Пиаже находится на стадии «нравственного реализма», он ещё не чувствует полутонов человеческих отношений и человеческих поступков, в силу этого ему трудно определить границы свободы другого человека и границы собственной свободы, уместить свободу в рамки нравственных принципов. Поэтому задача современной начальной школы – научить ребёнка ощущать границы собственной свободы выбора и, руководствуясь правилами морали в сложных жизненных ситуациях, делать  выбор на нравственной основе. На этом делают акцент авторы «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и В.А. Тишков: «Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора ». Такое понимание феномена духовно-нравственного развития заставляет задуматься современного педагога о том, как может влиять школьный учебник на формирование таких понятий, как «свобода выбора», «нравственные принципы», «нравственные ценности», «нравственная оценка», и как усвоение этих понятий может быть применимо школьником в ситуациях неопределённости выбора. Так как опыт разрешения нравственных дилемм у младшего школьника ещё невелик, очень важно в учебно-воспитательном процессе раскрывать перед ребёнком нравственное содержание ситуаций, в которые так или иначе попадают люди на протяжении своей жизни, вскрывать противоречивость каждой из них, обсуждать в форме дискуссии возможные варианты решения нравственной задачи. Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой содержит произведения, раскрывающие проблему нравственного выбора. Конечно, второклассники пока ещё на примерах литературных героев, на примерах ситуаций, в которые попадают литературные герои, стараются разрешить проблему нравственного выбора, а затем либо копируют модель поведения героя, либо корректируют под себя (это более высокий уровень нравственного развития). Жан Пиаже предложил своё понимание нравственного развития ребёнка. Он считает, что нравственное развитие ребёнка идёт от ступени  нравственного реализма к ступени нравственного релятивизма. Рассмотрите таблицу, в которой отражены черты нравственного реализма и нравственного релятивизма, чтобы понять, какими должны быть суждения школьников на высокой стадии нравственного развития.

Нравственный реализм

Нравственный релятивизм

Твёрдое и неколебимое понимание добра и зла, в котором понятие справедливости подтверждается авторитетом взрослого.

Каждый имеет равное право на справедливость и уважение.

Выбор поведения, связанного с подчинением взрослым, как верный путь действий.

Авторитетом взрослых можно пренебречь, если собственные представления о справедливости или равенстве противоречат им.

О действиях судят скорее по их последствиям, нежели по намерениям людей.

Больше  значения придаётся поводу или намерениям человека.

Обратите внимание, что человек, достигший уровня нравственного релятивизма (высокой стадии нравственного развития), признаёт право другого человека на справедливость и уважение, т.е. какой бы поступок не совершил другой человек, судить его нужно по справедливости, а не с оглядкой на чужое авторитетное мнение, в частности для ребёнка, на мнение взрослого. Совершение проступка не должно вести к неуважительному отношению к человеку, который его совершил. Другими словами, всегда нужно разобраться, почему человек совершил такой проступок, что подвигло его на это, т.е. понять мотив. Также высокая стадия нравственного развития характеризуется и тем, что нравственно развитый человек понимает, что авторитетное мнение не всегда может быть верным и справедливым. Поэтому, если человек хоть сколько-то сомневается в авторитетном мнении, он может этим мнением пренебречь и дать свою собственную оценку проступку другого человека на основе собственного понимания справедливости. Ну и последнее, что нужно учитывать – это то, что человек, достигший стадии нравственного релятивизма, не судит другого по конечному результату, поступку, а всегда ищет мотив, движущую силу, которая побудила совершить данное действие. Как перевести ребёнка со стадии нравственного реализма на стадию нравственного релятивизма? Конечно, это задача непростая и не решается одним днём, одним уроком. Рассмотрим для примера рассказ Л. Толстого «Филиппок» (с. 112-114 учебника). Вспомните эпизод, когда учитель спрашивает Филипка о том, кто его учил читать, на что «Филиппок осмелился и сказал: «Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!». А учитель засмеялся и сказал: «Ты погоди хвалиться, а поучись». На этом эпизоде нужно обязательно заострить внимание ребят, т.к. данный эпизод как раз является той благодатной почвой, на которой можно вырастить стремление разобраться в ситуации, в мотивах действий героя, что ведёт к становлению нравственного релятивизма. Учитель может предложить решить нравственную коллизию. Педагог может сообщить школьникам о том, что сам он на стороне учителя, что он бы так же сказал Филипку: «Погоди хвалиться, а поучись». А как думают ребята? Можно ли Филипка назвать хвастливым. И те школьники, которые находятся на стадии нравственного реализма, обязательно согласятся с авторитетным мнением учителя и скажут, что Филипок хвастун. Но те ребята, которые склонны к анализу, к размышлению заметят, что характер у Филипка особый. Он не случайно преодолел столько препятствий, чтобы попасть в школу. Он проявил чудеса смелости, отваги, целеустремлённости, преодолел все свои страхи и пришёл в школу, а ему было всего лишь пять лет. Так может быть, справедливо сказать о том, что Филиппок так сказал о себе, не потому что он хотел похвастать, а потому что он адекватно оценивал себя, свои усилия и считал, что он уже многого достиг, благодаря своему трудолюбию. В свои пять лет Филипок уже личность, его мотивом является стремление учиться и чтобы достичь этой цели он по-взрослому заявляет учителю, что он успешен, он ловок, он всё сможет преодолеть.

Если школьники ещё неспособны так рассуждать, необходимо побуждать их к этому, с помощью системы вопросов подвести к тому, что есть другая сторона вопроса, другое мнение, которое тоже можно обсуждать. А далее снова спросить, чью позицию они бы стали отстаивать - учителя или самого Филипка.

Лоуренс Колберг расширил и углубил идеи Ж. Пиаже и выявил уровни нравственных суждений детей и подростков. Он выделил доусловный уровень нравственных суждений, уровень традиционной нравственности и посттрадиционный уровень. Их отличительные характеристики можно увидеть в нижеследующей таблице:

Уровни нравственных суждений

Общая характеристика уровней

Доусловный уровень

Дети дают положительную или отрицательную оценку, исходя из последствий действия.

Уровень традиционной нравственности

Внимание сосредоточено на общественных нуждах и ценностях, превалирующих над личными интересами.

Посттрадиционный

Нравственные суждения основываются на самостоятельно созданных принципах, которые принимаются как верные по сути своей.

Обратите внимание, что доусловный уровень – это низкий уровень нравственного развития. Учащиеся, находящиеся на этом уровне, судят о поступке по его последствиям, т.е. по тому, что случилось и что произошло, не задумываясь о причинах и мотивах.

Уровень традиционной нравственности характеризуется тем, что человек судит о поступках в соответствии с общественными нормами морали и нравственности, он никак не учитывает индивидуальные особенности личности человека. Кстати, исследования показывают, что на доусловном уровне развития большинство учащихся находится вплоть до юного возраста (они не способны доходить до сути, до причин и мотивов), а большинство взрослых людей задерживаются на уровне традиционной нравственности. Эти принципы заучены и воспринимаются как догма, отступлений о них ни у кого не должно быть. Высшим же проявлением нравственного сознания Л. Колберг считает посттрадиционный уровень, когда человек вырабатывает самостоятельно нравственные принципы, руководствуется ими в процессе своей жизни. Следовательно, на уроках литературного чтения необходимо заострять внимание учащихся на неоднозначности нравственных ситуаций. Осмыслив такую неоднозначность, т.е. то, что нравственная задача может иметь несколько решений, ученик выбирает то решение, которое соответствует его внутреннему состоянию. Главное, чтобы выбор решения не причинял вреда окружающим. Самое трудное в этой работе, развернуть процесс рассуждений так, чтобы школьники осознали, что этот нравственный принцип они выработали на уроке сами, он не навязан кем-то сверху, иначе он может быть отвергнут, может вызвать внутреннее отторжение.  

Развитие речи младших школьников на основе составления учащимися ассоциативных рядов.

Развитие речи учащихся является основополагающей задачей любого учебного курса в начальной школе, но на уроках филологического цикла эта задача становится особенно актуально,  и имеет при этом ряд специфических особенностей. Из психологии речи детей младшего школьного возрасты Вы уже знаете, что младшему школьнику очень трудно подбирать слова для характеристики героев произведения, особенно его чувств, внутренних переживаний, а также обозначения моральных качеств. Для решения данной проблемы в учебниках Л.Ф Климановой предусмотрены практически после каждого текста ассоциативные ряды слов, которые помогут младшему школьнику выбрать нужные слова, чтобы точно выразить сою мысль. Например, в задании № 3 к рассказу Л. Толстого «Котёнок» написано: «Какие черты характера проявились в поступке мальчика: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность?» (с. 119 учебника, 1 часть). Ребёнок может воспользоваться данными словами, а также по аналогии подобрать свои. Таким образом, расширяется и активизируется словарный запас учащихся. В качестве другого примера можно назвать задания № 1 и № 5 к сказке «Лиса и тетерев»: 1) «Как лиса и тетерев приветствовали друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?»; 2) «Каким оказался тетерев? Выбери ответ: «находчивым, умным, слабым, весёлым» (с. 41, учебника, 1 часть). Похожие задания можно увидеть и в разделе поэзии. Например, к стихотворению Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной» в задании № 3 сказано: «Что ты чувствуешь при чтении стихотворения: радость, спокойствие, удивление, грусть, тревогу?» (с. 68 учебника, 1 часть) или в задании № 3 к стихотворению К. Бальмонта «Поспевает брусника, стали дни холоднее» написано: «Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?» (с. 69 учебника, 1 часть).

Таким образом, авторы учебника помогают ребёнку обогащать и уточнять свой словарный запас, готовить его к грамотным устным и письменным высказываниям.

Формирование интереса к книге посредством включения в систему чтения уроков внеклассного чтения и рекомендательных списков литературы по каждой теме и итогам года.

В последнее время тема формирования у учащихся интереса к чтению и книге стала звучать всё чаще. Педагоги, психологи и родители снова заговорили о том, чтобы вернуть интерес ребёнка к самостоятельному чтению книг. Практика жизни показывает, что не только телевидение и Интернет конкурируют с книгой и не только в это причина отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Причины лежат глубже. Дело в том, что настоящее чтение – это труд души, к которому чаще всего младшие школьники не готовы. Анализ, рассуждения, рефлексия не являются областью интересов младших школьников, поэтому необходимо к чтению книг приучать тактично, без нажима, как бы исподволь, зачастую в игровой форме. Учитель должен открыть перед ребёнком тайну чтения, удивить его так, чтобы ребёнку захотелось прочитать об этом удивительном факте. Учитель должен уметь рассказывать о книгах увлекательно, он сам должен быть настоящим читателем.
Авторы учебника «Литературное чтение» позаботились о том, чтобы у учителя был инструмент приобщения детей к чтению. Учебник второго класса открывается разделом «Самое великое чудо на свете». Конечно, после прочтения темы раздела, необходимо спросить детей, а знают ли они о каком великом чуде на свете пойдёт речь в этой теме, почему книгу назвали самым великим чудом, какие чудеса она открывает для тех, кто умеет по-настоящему читать. В разделе есть вступительная статья, рассказывающая о «книжных чудесах», продумана система заданий, пробуждающих интерес школьника к библиотеке, представлены два проекта на разные темы «О чём может рассказать школьная библиотека» и «Почему нам интересно ходить в библиотеку». Также для развития читательских мотивов продуман иллюстративный ряд, где показаны книги, существовавшие в давние времена и по данным иллюстрациям можно понять историю развитию книги. Иллюстрации сопровождаются высказываниями великих писателей и мудрецов о чтении и книгах, рядом размещено стихотворение современного поэта Романа Семёновича Сефа «Читателю». Но тема приобщения к чтению и развития читательских мотивов нам этом разделе не заканчивается. В учебник введены специальные рубрики, так же повышающие мотивацию чтения, например «Как хорошо уметь читать» (для тех, кто сам уже может читать литературные произведения) и «Разноцветные страницы» (для тех, кто ещё только учится читать). В конце каждой части учебника размещена рубрика «Советуем прочитать», где представлены красочно оформленные обложки рекомендуемых для чтения книг по каждой изученной теме.
Таким образом, учебник создаёт благоприятные условия для занятий чтением во внеурочной деятельности и дома, предлагает целостную систему подготовки читателя.

Включение школьников в проектную деятельность, развитие творческих способностей и формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся осуществляется с помощью продуманной системы проектов и заданий к ним. Всего во 2 классе предлагается 3 проекта: о библиотеке (с. 7 учебника, 1 часть), о любимом детском журнале (с. 181 учебника, 1 часть), о любимом писателе-сказочнике (с. 219 учебника, 2 часть). Учащимся не только предлагается план проекта, но и даются рекомендации по его осуществлению. Формирование информационно-коммуникативной культуры происходит в процессе подготовки проекта, когда дети общаются, распределяют роли, задания между собой, разыскивают информацию в различных источниках и, наконец, оформляют результаты своего труда в презентационных материалах.

Немаловажен и тот факт, что презентацию необходимо представить так, чтобы другие слушали с интересом то, что сделали выступающие. В этом случае нужно использовать разнообразные приёмы красноречия, эмоционального воздействия на слушателя, невербальных средств. Этому младшим школьникам нужно учиться. Именно такого рода умения являются для них наиболее сложными.

Организация деятельности целеполагания и планирования осуществляется непосредственно через систему целей изучения темы, размещённых на шмуцтитулах. Планирование совместной деятельности на уроке задаётся посредством системы условных обозначений, а формирование умений работать с планом текста предполагается в общей системе работы с литературными и научно-познавательными текстами, о чём более подробно будет рассказано в разделе, посвящённом организации деятельности по достижению метапредметных результатов.

Совершенствование основных качеств чтения: беглости, сознательности, правильности и выразительности предполагается на каждом уроке. На этом вопросе специально останавливаться не будем, т.к. этому методическому вопросу посвящено большое количество педагогической литературы, скажем лишь, что для отработки артикуляции и разных типов чтения в учебник включён раздел «Разноцветные страницы».
Таким образом, в заключение хочется сказать, что мы постарались раскрыть перед вами ведущую идею, цели и задачи, отличительные особенности курса «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой в свете новых педагогических исследований и задач, поставленных ФГОС НОО перед современным учителем.


А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» - М., Просвещение, 2009 – С. 11.

Концепция курса «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой представлена в методическом пособии к учебнику «Родная речь» для 1 класса (М.: Просвещение, 2004).

С.Д. Дрожжин «Родине».

Понятие «моральный выбор» и «нравственный выбор» в данном случае рассматриваются как синонимы.


Новости

12.11.2019

Формируем исследовательские умения

подробнее
11.11.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах ноября 2019 г.

подробнее
05.11.2019

Московский Фестиваль «Учительская книга»

подробнее
01.11.2019

Формирование читательской компетентности в начальной школе

подробнее
30.10.2019

Педагогическая мастерская

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric