Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Внеурочная деятельность. Опыт / Тема: «Почувствуй вкус слова Доброта!»

Тема: «Почувствуй вкус слова Доброта!»

Пожарова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №10
ГО Кинель Самарской обл.

Тема: «Почувствуй вкус слова Доброта!»
(факультативное занятие по развитию речи в 4 классе)

Задачи урока:

  • обогатить лексику учащихся новыми словами;
  • дать понятие «доброта»; расширить представление об этом слове с позиций формально-грамматических и с точки зрения нравственного смысла;
  • развивать детское речевое творчество.

Оборудование урока:
музыкальная запись «Музыка дождя», сердечко, вырезанное из листа белой бумаги.
Ход занятия
1.Вводная беседа-экспромт.
Позиция: говорящий - слушающий, слушающий - говорящий.
Сценка:
Поговорим?
— О чём?
— О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего — то ты знаешь, а что — то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно.
— Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твоё настроение?)
— Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя потрогать руками, но можно ощутить, почувствовать.
Задание: попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение всем знакомого и одновременно очень загадочного слова «настроение».
(Внутреннее, душевное состояние, настрой духа.)
— А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душе слова «настроение», что бы вы на это ответили?
(Характер непонятный, изменчивый, слово - «хамелеон»)
— Как вы считаете, почему так важно, учитывать настроение своего собеседника?
(Важно не обидеть человека, когда он не расположен к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе).
Задание: Сейчас я вас попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте одним словом, используя словарик настроений: приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, грустное, светлое, уютное, плохое, непонятное.
2.Приближение к теме занятия.
— Для серьезного, важного разговора умные собеседники всегда определяют формулируют тему, которая может быть широкой и узкой.
Марк Шехтер.
Немало встречается злого
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь доброе слово
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

Эти стихи и помогли мне определить тему нашего дальнейшего разговора, общения. Тема записана на доске: «Почувствуйте вкус слова Доброта!» Прочитайте тему и выберите из нее самые ценные слова (доброта).
(Звучит музыка.)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты.
Постараемся вникнуть в смысл слова «доброта».
3.Работа по таблице «Душа слова». 
Задание: работая в парах, заполните таблицу.

  • Запишите слово доброта орфографически правильно (доброта)
  • Запишите транскрипцию этого слова [дабрата]
  • Укажите количество слогов, букв, звуков.(3 слога, 7 букв, 7 звуков)
  • Смысл-значение:

-все хорошее ,полезное;
-отзывчивость, душевное состояние,
-стремление делать хорошее, сочувствие;
-доброта (устаревшее.) - ценность, качество товара.
Слово многозначное.

  • Происхождение - исконно-русское, общеславянское.
  • По употреблению - активное.
  • Морфемы: корень (добр-),суффикс(-от-),окончание(-а).
  • Родственные слова: добро, добрый, одобрить, доброжелатель, добродушный, добрососедство, добросовестный.
  • Характер - слова: (душа) нечто светлое, солнечное,  радостное, приятное, сладкое.
  • Слово и образ: нарисовать символ доброты, его знак (волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, красивое пятно на темном фоне, огонек, солнышко, руки мамы). Нарисовать на обратной стороне таблицы.

Запишите слово доброта орфографически правильно

 

Запишите транскрипцию этого слова

 

Укажите количество слогов, букв, звуков

 

Смысл-значение:

 

Происхождение

 

По употреблению

 

Морфемы

 

Родственные слова

 

Характер - слова

 

Слово и образ

 

— Скажите, какая строчка показалась вам наиболее сложной для заполнения?
Почему?
4.Построение вывода.
— Почему человек должен стремиться к доброте? (Доброта она как лекарство, лечит от плохого. Доброта приносит радость людям, поднимает настроение.)
— Надо ли учиться доброте? (Да, надо научиться быть добрым ко всему окружающему.)

Вывод. Научиться быть добрым - трудно. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Поэтому человек должен чаще размышлять о своих поступках. У каждого человека, большого или маленького, свой путь к Доброте.
(Звучит музыка).
Добрые сердца - сады. Добрые слова - корни. Добрые мысли - цветы. Добрые дела - плоды.
Так заботьтесь о своем саде-душе и не позволяйте ему зарастать сорняками - плохими словами, делами, наполняйте его солнечным светом - добрыми делами и добрыми словами.


Новости

16.10.2017

Вебинар «Формирование текстовых умений младших школьников в период обучения грамоте средствами УМК «Школа России» (Часть 2)»

подробнее
12.10.2017

Вебинар «Ресурсы предметной линии «Русский язык» УМК «Школа России» для организации внеурочной деятельности»

подробнее
05.10.2017

Поздравляем с Днём учителя!

подробнее
04.10.2017

Метод проектов: актуально, сложно, но очень интересно

подробнее
07.09.2017

Вебинары сентября 2017 г.

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric