Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Внеурочная деятельность. Опыт / Тема: «Учимся писать изложение на основе творческого редактирования текста. Весна. Пробуждение»

Тема: «Учимся писать изложение на основе творческого редактирования текста. Весна. Пробуждение»

Пожарова Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №10
ГО Кинель Самарской обл.


Тема: «Учимся писать изложение на основе творческого редактирования текста. Весна. Пробуждение»
(факультативное занятие по развитию речи в 4 классе)

Цель:
— продолжить работу по обучению написания изложения;
— отрабатывать навыки работы с текстом: находить образные слова и выражения, подбирать сравнения;
— учить выражать своё настроение к весенней природе через составление текста по теме « Весна. Пробуждение»
— воспитывать чувство красоты слова.
Оборудование: магнитофон, аудикассета «Времена года», «Март» П. Чайковский, картины природы « Весна в природе», текст для редактирования (индивидуальная карточка).
Технология: личностно-ориентированное обучение.
Ход занятия.

  • Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Звучит музыка П. Чайковского «Март»
Учитель: Музыка создаёт настроение. Наше воображение рисует нам образы, создаваемые музыкой.

  • Определение темы урока.

 — Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии?
— Тема нашего занятия: «Времена года. Весна».
— Что вам помогло определить тему занятия?
(оформление: картины природы о весне, музыка).
Времена года сравнивают со временем суток:
— Подумайте, какому времени года, какое время суток соответствует, и запишите в таблицу на доске.
утро – весна – пробуждение;
день – лето – бодрость;
вечер – осень – успокоение;
ночь – зима – отдых, сон.
— Посмотрите, какое замечательное слово мы выделили – «пробуждение». Посмотрите, как об этом написал Тихомиров.

  • Творческое редактирование текста.

(текст заготовлен на индивидуальной карточке)
Пробуждение.
Поначалу тихо и незаметно вошла весна в царство Деда Мороза. На первой неделе марта ещё по - зимнему (студёно, холодно, морозно, зябко). А то и на второй не отступают (морозы, холода). Но дни стали уже заметно длиннее. И на покрове возле деревьев появились (маленькие, узкие, небольшие) ямки - это снег (отодвинулся, отошёл, растаял) от нагретых солнцем стволов. А в лесу, где пока что стоит тишина, вдруг ( весело, заливисто, звонко ) подаст голос (юркая, быстрая) синичка: тинь - тинь! Весну почувствовала.
В городе с крыш (потянулись, свесились, повисли) книзу ( длинные, опасные, хрустальные ) сосульки. Подтаивает снег понемногу. А вот и первый весенний праздник - 8 Марта. Там и тут (продаётся, раздаётся, отпускается) мимоза.
Март кажется долгим месяцем. Не потому ли, что зима с весной (воюет, ругается, ссорится, борется)? То холодно, то потеплеет, то опять холодно. Но пришёл апрель - и (проиграла, убежала, улетела, скрылась, сдалась) зима. Не (совладать, ужиться, сладить) ей с солнышком. Побежали (звонкие, первые, смешные) ручьи. Деревья (проснулись, пробудились, встали) - набухли на них почки. Воробьи (раскричались, расшумелись, расчирикались). А вот уж и грачи прилетели - (ходят, бродят, гуляют) по чёрным проталинам. Деловито осматривают островки земли, что-то поклёвывают.
Весна!..У всех светлеют глаза. Наконец-то (освободилась, проснулась) земля то надоевшего снега. Скоро, очень скоро она будет (веселить, колдовать, радовать) нас зелёным, пёстрым, разноцветным нарядом.
(По О. Тихомирову.)

 Совет по работе с текстом: попробуйте определить наиболее интересные и важные предложения, выбрать нужные образные слова и выражения в тексте «Весна». Работайте простым карандашом. Прочитайте окончательный вариант рассказа.
Помни! Не любые яркие, образные выражения уместны в тексте. Поэтому вдумчиво отбирай образные слова и выражения, слова с переносным значением.

  • Межпредметная связь (литература, живопись).

Красоту весенней природы поэты и художники. Вспомните, пожалуйста, отрывки из литературных произведений, где говорится о весне.
(Дети читают наизусть небольшие отрывки из ранее изученных произведений).
— Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
— Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
будто раскололи. (С. Маршак)
— Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. (А. Плещеев)
— Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий зацветает,
И зовут друг друга журавли. (А. Плещеев)

Вспомните великих художников, которые посвятили свои картины весне.
( И. Левитан, В. Поленов. А. Саврасов, Ван Гог, К. Моне и другие).

  • Составление сочинения по плану.

Теперь, дети, вам предстоит составить свой рассказ о прекрасном времени года - весне. Помощниками будут вам картины, музыка, собственные наблюдения за природой. Составим план текста.
— О чём необходимо написать в первой части рассказа?
(Об изменениях в неживой природе: время года, описание неба, какой ветер, воздух).
— О чём будет рассказано во второй части текста?
(Об изменениях в живой природе: растения, животные).
— Чем закончится ваш рассказ?
(Описанием своего настроения весной).

  • План.
1.Изменение в неживой природе.
2.Изменения в живой природе.
3.Моё настроение.
Составление черновика текста. Прочтение предварительного варианта изложения. Редактирование текста.
  • Итог урока.
— Чем интересно было занятие?
— Чему полезному вы научились на занятии?
— Спасибо всем за работу.
  • Домашнее задание
Изложение-черновик прочитать родным, чтобы они устно оценили его. Самостоятельно проверить работу и переписать в тетрадь. (По желанию ребёнка: нарисовать иллюстрацию к своему рассказу.)


Новости

13.12.2017

Вебинар «Использование проблемных ситуаций на уроках как средство формирования УУД на примерах курсов «Окружающий мир» УМК «Школа России» – «Биология» УМК «Линия жизни»

подробнее
08.12.2017

Вебинар «Курс «Краски эмоций». Знакомство с базовыми эмоциями. Теория и практика»

подробнее
06.12.2017

Вебинар «Ресурсы группы компаний «Просвещение» для организации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»

подробнее
04.12.2017

Вебинар «Готовимся к Всероссийской проверочной работе по математике»

подробнее
04.12.2017

Вебинар «Готовимся к Всероссийской проверочной работе по русскому языку»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric