Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Обмен опытом / Материалы из опыта работы педагогов

Тема: Кто такие птицы?

Голубева Елена Владимировна – учитель начальных классов первой категории, призер Всероссийского конкурса «Современный урок», 2008г.

Учитель «Лингвистической гимназии № 23
им. А.Г. Столетова»
г. Владимира

Тема: «Кто такие птицы?»
по учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир», 1 кл.

 

Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:

  • познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
  • развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

- метапредметных результатов:

  • формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;
  • формировать умение анализировать строение птицы  с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать; в процессе участия в микроисследованиях с использованием лабораторного оборудования проводить сравнение перьев птиц;
  • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием печатного и электронного учебника;
  • формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

- личностных результатов:

  • развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Прогнозируемые учебные результаты: первоклассники познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять птиц среди других животных, описывать их.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся: Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011,часть 2; Плешаков А.А. «От Земли до неба:  атлас-определитель для уч-ся нач. кл».\ М.:Просвещение, 2007,  Плешаков А.А. «Окружающий мир. 1 класс». Рабочая тетрадь  для уч-ся общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011, иллюстрации с изображением птиц, различные перья птиц, лупы.
Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация знаний.

Деятельность учителя: актуализирует знания детей по изученным темам раздела «Что и кто?» в ходе фронтальной работы во время проверки домашнего задания, в том числе с использованием электронного приложения.
Деятельность учащихся:

  • познавательная: вспоминают характерные признаки изученных групп животных, показывают друг другу выполненное домашнее задание в тетради, показывают, как выполняли задание в электронном приложении;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, друг с другом во время проверки домашнего задания;
  • регулятивная: слушают поставленные вопросы и отвечают на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

- Сейчас на уроках окружающего мира мы изучаем большой раздел «Что и кто?». С какими группами животных мы уже познакомились? Назовите отличительные признаки насекомых. А кто такие рыбы?
- Какое домашнее задание вы выполняли к сегодняшнему уроку? Покажите друг другу, какие рыбки получились у вас в тетрадях.
- Кто покажет, как выполнял дома задание в электронном приложении?
2 ученика отвечают на вопросы диска: Чем покрыто тело большинства рыб? Распредели рыб в две группы: речные и морские. Остальные проверяют, при необходимости, корректируют.
Итог: - Кто думает, что понял эту тему и может продолжить изучение раздела?

  1. Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Деятельность учителя: предлагает послушать диалог Мудрой черепахи и муравьишки Вопросика и выяснить, на какой вопрос важно ответить на уроке, чему можно научиться, отвечая на этот вопрос;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: слушают диалог Мудрой черепахи и муравьишки Вопросика, выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, вместе с учителем знакомятся с задачами урока, поставленными в учебнике;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

- А сегодня муравьишка Вопросик снова задумался. Интересно, над чем?
Мальчик и девочка разыгрывают диалог муравья Вопросика и Мудрой черепахи:

Муравей. Черепаха, ты ведь мудрая? На сколько групп можно разделить животных?
Черепаха. Для начала тебе достаточно познакомиться с четырьмя большими группами животных.
Муравей. Я уже знаю две группы – это насекомые и рыбы. Кто ещё остался?
Черепаха. Остались ещё птицы и звери.
Муравей. Кто такие птицы? Чем они отличаются от других животных?
Черепаха. Отправляйся к ребятам в школу. Там тебе дадут ответ на этот вопрос.

- Ребята, поможем муравьишке? На какой вопрос будем отвечать сегодня на уроке? О чём узнаем и чему будем учиться? Я прочитаю в учебнике на стр.36, а вы будете следить.

  1. Знакомство с  характерным признаком птиц.

Деятельность учителя: с помощью серии заданий учебника создаёт проблемную ситуацию и знакомит учащихся с характерным признаком птиц;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: с помощью иллюстрации в учебнике анализируют строение тела голубя, выделяя существенные и несущественные признаки; сравнивают тела разных птиц, выделяют их характерные особенности; строят рассуждения и делают обобщение;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы, в паре; допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной; ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу; с помощью учебника контролируют правильность ответов соседа; дополняют, уточняют высказанные мнения по существу поставленного задания; контролируют себя с помощью учебника и электронного приложения.

- Кто из вас знает, как отличить птиц от других животных? (Они умеют летать)
- Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр.36. Перед вами рисунки четырёх животных. Назовите их. Какие из этих животных умеют летать? (летучая мышь, белка-летяга, бабочка)
- Птицы ли они? А курица? Умеет ли курица летать? (Умеет, но очень плохо)
- Мы знаем, что есть птицы, которые вообще не умеют летать. Так можно ли сказать, что все, кто летают – птицы? Или у птиц есть какой-то другой отличительный признак?
- Чтобы узнать это, давайте хорошенько рассмотрим в учебнике строение птицы на примере голубя.
- Обратите внимание на форму тела птицы. Какая она? (Гладкая, обтекаемая. Форма тела помогает птице преодолевать потоки воздуха и быстро летать) Эту особенность формы тела птиц люди давно подсмотрели у природы и по её образу и подобию создали машину. Какую? (Самолёт)
- Поработайте в паре: рассмотрите картинку, покажите друг другу, из каких частей состоит тело голубя?
(голова, шея, туловище, хвост, крылья, ноги, клюв)
- А какую птицу вы видите на доске? Есть ли названные части тела у лебедя?
1 ученик показывает на картинке.
Учитель во время показа комментирует:

  КЛЮВ – это птичий нос и рот одновременно. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зёрна, - толстые и тупые. Клювом птицы щиплют, хватают, копают и долбят. С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Самый большой клюв на земле – у пеликана, а самый маленький из птиц нашей полосы – у ласточки. Без клюва птица – как мы без рук!
НОГИ – нужны птице не только для того, чтобы ходить. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку, когда сидят. Обычно на птичьей ноге хорошо видно 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц между пальцами – кожные перепонки, которые помогают им грести лапами, будто вёслами.
КРЫЛЬЯ – поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев разная. По своему строению крыло напоминает руку – тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и быстро машет крыльями.

- Какой части тела не видно? Почему? ( Не видно ног. Гусь поджал их под себя)
- А что же ещё общее есть у голубя и гуся? Обратите внимание, на то, чем покрыто тело птиц.
- Наличие перьев – характерная особенность птиц. Ни у каких животных перьев нет. Всё тело у птиц покрыто перьями. Они спасают птиц от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.
- Птицы летают, ловят в воздухе добычу, спасаются от врагов… Но умение летать не является отличительным признаком птиц. Приведите примеры птиц, которые не летают.
СТРАУС – самая крупная в мире птица. Для полётов он слишком тяжёлый, а перья на крыльях – короткие. Улететь от врагов страус не может. Но у него длинные ноги с сильными мышцами, которые помогают ему бегать быстрее своих врагов. Страус – высокая птица и видит недруга издали. Если он не убежит, а встретится с врагом, то своим крепким клювом может проломить врагу череп. А на большом пальце у него есть опасный коготь, которым он может забить нападающего до смерти.
ПИНГВИН – крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой. С помощью крыльев пингвин сохраняет равновесие. Крылья и клюв – оружие пингвина в драке.

Итог: - Скажите, по какому признаку мы будем отличать птиц от других животных?
- Посмотрим, правы ли мы были, что скажет нам Мудрая черепаха.

Просмотр по электронному приложению разных видов птиц и общего вывода.

  1. Физминутка.

Лебеди летят, крыльями шумят. (Дети шагают, машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой. (Наклоняются вперёд, кивают головой в разные стороны)
Прямо и гордо умеют держаться (выпрямляются, стоят ровно)
И очень бесшумно на воду садятся. (садятся за парты)

  • Знакомство со строением перьев. Практическая работа.

Деятельность учителя: организует микроисследование в группах; во время практической работы знакомит учащихся со строением пера птицы, с разновидностями перьев.
Деятельность учащихся:

  • познавательная: участвуют в микроисследовании, знакомятся с характерными особенностями перьев птиц, с разновидностями перьев; строят рассуждения, выдвигают предположения и делают обобщения;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

- Мы выяснили главный отличительный признак птиц – наличие перьев.
- Перья, покрывающие тело птицы, разные. Рассмотрим их внимательно. Чем они отличаются?
(Формой, цветом, размером) Найдите вот такие маленькие и пушистые. Это кроющие перья. Они покрывают тело птицы и одновременно сохраняют тепло самого нижнего слоя – пуховых перьев. А летают птицы с помощью полётных или маховых перьев. Это жёсткие и упругие перья.
- Несмотря на то, что перья отличаются друг от друга, они имеют общие особенности. Проведём научное исследование.
1 группа (3 чел.) - будет проводить наблюдение самостоятельно по инструкции:

    • Налейте в стакан воды из крана.
    • Опустите перо в воду.
    • Выньте перо и посмотрите, изменилось ли оно? Намокло ли перо? Что происходит с капельками воды?
    • Попробуйте сделать вывод: от чего перья защищают птицу?

2 группа – все остальные ребята – будут участвовать в микроисследовании. Возьмите любое перо и рассмотрите его через увеличительное стекло - лупу. У всех перьев есть стержень и бороздки. Попробуйте разъединить бороздки. Обратите внимание на то, как прочно они соединены.
- Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят. Они лёгкие.)
- Как вы думаете, а что находится внутри перьев? (Ничего. Внутри пусто, поэтому они очень лёгкие)
- Теперь послушаем выступление 1 группы.
- Итак, для чего же птице нужны перья? (Летать, сохранять тепло, украшать)
- Взгляните, как  Мудрая черепаха украсила себя перьями. Чьи это перья? (Павлина)
- Часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлечь самок. Самки же тех птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
- Дома вы зарисуете в тетради на стр.25 № 1 перо птицы, которое рассмотрели.

  1. Описание птицы по плану.

Деятельность учителя: с помощью иллюстрации учебника знакомит учащихся с некоторыми птицами Владимирской области; предлагает каждой паре план для описания любой птицы;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: рассказывают о любой птице по предложенному учителем плану на основе анализа иллюстрации учебника и опоры на жизненный опыт;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
  • регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

- Рассмотрите картинки  в учебнике на стр.37 и назовите некоторых птиц нашей местности.
- Что вы знаете об этих птицах? Где вы их встречали?
- Опишите в парах одну из этих птиц по плану:

  • Название
  • Размеры (большая, средних размеров, маленькая)
  • Окраска оперения
  • Особенности частей тела (например, клюва, глаз, хвоста)

Заслушиваются выступления 2-3 пар.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя: выясняет, достигли ли цели урока; вместе с учащимися во фронтальной беседе обобщает изученный материал;
Деятельность учащихся:

  • познавательная: озвучивают новые знания, разбираясь, достигли ли цели урока;
  • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;
  • регулятивная: контролируют правильность ответов одноклассников; самостоятельно оценивают свою работу на уроке, степень усвоения новых знаний.

– Достигли ли мы целей урока? Почему?
- С какой группой животных мы познакомились? Назовите отличительные признаки птиц.
- Оцените сами себя с помощью смайликов учебника. Кто считает, что хорошо разобрался в изученном материале? Кто пока не уверен в своих знаниях и хочет закрепить их дома? Кому было очень трудно сегодня на уроке, и он ничего не запомнил?

Д\з Учебник стр.36-37 читать, электронный учебник, Т стр.25.


Новости

18.07.2019

Обновлённые программно-методические материалы доступны для скачивания

подробнее
15.07.2019

Внеурочная деятельность: возможности для развития каждого ребёнка

подробнее
28.06.2019

Курсы повышения квалификации в Кыргызтане

подробнее
03.06.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах июня 2019 г.

подробнее
06.05.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах мая 2019 г.

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric