Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Материалы для разработки основной образовательной программы / Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Цель программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – сохранение и укрепление физического, психического, духовного и социального здоровья обучающихся через формирование экологической культуры, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • создать условия для формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни (осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, выполнение правил личной гигиены);
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, переутомление, инфекционные заболевания, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества);
  • сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Основные направления, формы и методы реализации программы

Системная работа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни организуется по следующим направлениям:

  • создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
  • использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе;
  • рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • реализация дополнительных образовательных курсов;
  • организация работы с родителями (законными представителями).

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Согласно требованиям Стандарта здоровьесберегающая инфраструктура образовательных организаций обеспечивается следующими показателями:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения экологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • организацию качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого направления возлагаются на администрацию образовательного учреждения.

Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни реализуется средствами учебной и внеурочной деятельности с помощью предметных курсов УМК «Школа России», программ внеурочной деятельности, неаудиторной занятости.

Система учебников «Школа России» направлена на формирование экологической культуры младших школьников, установку на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с экологической этикой, безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Ориентируясь на планируемые результаты, уже в первом классе обучающиеся знакомятся с понятием «экология» в теме: «Почему мы часто слышим слово «экология»?», узнают о правилах безопасного поведения в автомобиле и поезде, на корабле и самолёте. Изучая тему: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?» младшие школьники учатся различать овощи и фрукты, узнают, что такое витамины. Позитивному отношению к здоровому образу жизни способствуют темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

Во втором классе, изучая раздел «Природа», разрабатывают экологические знаки, знакомятся с Красной книгой, в результате выполнения проекта «Красная книга, или возьмём под защиту» младшие школьники узнают о редких растениях и животных своего региона. В разделах «Здоровье и безопасность», «Общение» получают информацию о правильном питании, безопасном поведении на улицах и дорогах, домашних опасностях, культуре поведения, учатся соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены.

В третьем классе каждый раздел включает в себя темы, посвящённые экологии: «Что такое экология», «Природа в опасности!», «Воздух и его охрана», «Берегите воду!», «Охрана растений», «Охрана животных», «Здоровый образ жизни», «Экологическая безопасность», «Экономика и экология». С формированием основ экологической грамотности у третьеклассников тесно связано усвоение ими правил нравственного поведения в мире природы и людей. Освоение норм здоровьесберегающего поведения обеспечивается при изучении разделов «Мы и наше здоровье» и «Наша безопасность».

В 4 классе темы экологического характера представлены в разделах «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны». Экологическим материалом насыщена рубрика «Странички для любознательных», в которой рассказывается о заповедниках нашей страны. Этой же цели служит выполнение детьми проектов: «Красная книга России», «Международная Красная книга», «Заповедники и национальные парки России», «Национальные парки мира», «Как защищают природу», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Охрана природы в нашем крае», «Чему меня научили уроки экологической этики». С формированием основ экологической грамотности у четвероклассников тесно связано усвоение ими правил нравственного поведения в мире природы и людей. Нравственный аспект экологических проблем подчёркнут введением в учебник рубрики «Боль природы». Учитывая, что одним из приоритетных видов деятельности при изучении курса «Окружающий мир» является эколого-этическое нормотворчество, в 4 классе продолжается освоение правил поведения в природе с использованием условных знаков (обучающиеся объясняют представленные условные знаки, предлагают собственные, формулируют правила к условным знакам и т. д. ).

В курсе с первого по четвёртый класс предусмотрена деятельность по распознаванию (определению) природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Большую роль играют задания учебника, связанные с чтением и анализом материалов книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», которые посвящены нравственным аспектам общения человека с природой.

Таким образом, учебный предмет «Окружающий мир» становится системообразующим в решении задач воспитания экологической культуры младших школьников, привитию основ здорового образа жизни.

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

Вопрос безопасности и здоровья на уроках в курсе «Технология» прежде всего, связан с правилами безопасной работы с инструментами. Знакомство с этими инструментами проводится в форме исследования конструктивных особенностей, выявления возможных опасностей. Младшие школьники учатся бережному отношению к природе как источнику сырьевых ресурсов.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других (2 кл.).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» способствует интеграции учебной и внеурочной деятельности.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Применение методов и методики обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Введение любых инноваций в учебный процесс осуществляется под контролем специалистов.

Соблюдение в образовательной организации всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Учёт в образовательной деятельности индивидуальных особенностей развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно-полезная практика, ролевые игры.

Формы учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: исследовательская работа во время прогулок, экскурсий в музеи, деятельность школьной или классной газеты по проблемам здоровья или охраны природы, спортивные игры, дни здоровья, участие в акциях, операциях экологической направленности.

Организация физкультурно-оздоровительной работы
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию занятий по лечебной физкультуре;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация данного направления зависит от администрации, психологов, медицинских и педагогических работников образовательных организаций.

Реализация дополнительных образовательных программ в области экологической культуры и охраны здоровья включает:

  • введение дополнительных образовательных программ, направленных на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в качестве модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • внедрение в систему образовательной организации кружков, секций, факультативов по избранной тематике;
  • проведение тематических дней здоровья, соревнований, праздников, конкурсов и т.п.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
  • создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Планируемые результаты реализации программы

  • сформированность представлений об основах экологической культуры поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • активизация интереса младших школьников к проблемам экологии, природоохранной деятельности;
  • готовность младших школьников к здоровому образу жизни (осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, выполнение правил личной гигиены);
  • сформированность представлений о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформированность представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
  • рост числа обучающихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  • снижение уровня заболеваемости детей младшего школьного возраста;
  • сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  • сформированность негативного отношения к факторам риска здоровью детей (умение противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотики и другие психоактивные вещества);
  • сформированность познавательного интереса и бережного отношения к природе;
  • сформированность основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, выбирать адекватные средства и приемы при выполнении заданий с учетом представлений о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

Скачать документ


М.М. Безруких, Т.А. Филиппова.
Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении (фрагмент)
- Скачать документ


Новости

15.07.2019

Внеурочная деятельность: возможности для развития каждого ребёнка

подробнее
28.06.2019

Курсы повышения квалификации в Кыргызтане

подробнее
03.06.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах июня 2019 г.

подробнее
06.05.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах мая 2019 г.

подробнее
08.04.2019

Фестиваль «Маленький ЛЕОНАРДО»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric