Новинки

Актуально

Федеральный перечень учебников 2019

подробнее

Осторожно – контрафакт!

подробнее

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Материалы для разработки основной образовательной программы / Cистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования / Задачи, принципы, подходы к системе оценки учебных достижений

Задачи, принципы, подходы к системе оценки учебных достижений

Оценка достижений требований стандарта в УМК «Школа России» ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта и образовательным процессом, с учетом возрастных особенностей и способностей обучающихся. Структура и содержание планируемых результатов в рабочих программах УМК «Школа России» отражают требования стандарта и специфику изучения отдельных предметов. В планируемых результатах отражены основные направления оценочной деятельности, состоящие из трех блоков целей.Первый блок: цели – ориентиры, определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения определённого учебного предмета. Второй блок: цели, характеризующие систему учебных действий, «Ученик научится». Третий блок: отражены результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

В системе оценки образовательных достижений УМК «Школа России» представлено два уровня:

  1. формирующее оценивание (стартовая диагностика в 1 классе, промежуточное оценивание на этапе 2, 3, 4 класса);
  2. итоговое оценивание (4 класс, 2 полугодие).

Формирующее оценивание является эффективным способом повысить образовательные достижения каждого обучающегося. У обучающихся последовательно формируются все регулятивные процессы (Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания).

Особенности формирующего оценивания:

  • постоянный процесс, интегрированный в образовательную практику;
  • является критериальным;
  • формирует навыки контрольно-оценочной деятельности обучающихся;
  • фокусируется на развитии учебной деятельности обучающихся;
  • опирается на качественное преподавание.

Стратегии, обеспечивающие вовлечение обучающихся в процесс оценивания, которые представлены в содержании УМК «Школа России»:

  • вопросы открытого типа, направленные на анализ, сравнение, обобщение, оценку и т.д;
  • наблюдения, обеспечивающие погружение в процесс, явление, обстоятельства, в зависимости от учебного предмета и уровня изучения темы;
  • дискуссии, обсуждения, аргументация, доказательства;
  • рефлексия процесса от цели к результату (рубрики: шмуцтитул, проверим, оценим достижения) и др.

Педагогическая ценность формирующего оценивания:

  • повышение мотивации обучающихся к образовательному процессу;
  • создание критериальной основы оценки достижений обучающихся;
  • обеспечение качественной и количественной информацией все участников образовательного процесса об уровне освоения ЗУНов и УУД обучающихся.

Итоговое оценивание призвано определить уровень достижения обучающихся в области предметных и метапредметных результатов на заключительном этапе обучения в четвертом классе ( Анащенкова С. В., Бойкина М. В., Виноградская Л. А. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О. Б. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. ).

Во всех учебниках УМК (с 1 по 4 класс) представлена страница «Шмуцтитул», на которой зафиксировано основное содержание и задачи изучения темы. Смысл – дать обучающимся возможность спрогнозировать содержание раздела, определить задачи его изучения. Обсуждение с обучающимися содержания раздела приобщает их к планированию учебной работы, также формирует способность принимать, сохранять цели работы по теме и устанавливать связь со средствами её достижения. В конце каждого раздела представлена рубрика «Проверим и оценим свои достижения». Данная рубрика позволяет обучающимся систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности. Внутри разделов представлена система вопросов и заданий, формирующих и развивающих регулятивные умения (составление плана действий, применение алгоритмов, оценка выполненной работы по представленным критериям, задания на самоконтроль, определение наиболее рациональных способов действий, работа со справочными материалами и другие). Такая дидактическая структура учебников призвана обеспечить условия для развития регулятивных УУД обучающихся и в целом их учебной деятельности.

К общим в структуре учебников УМК «Школа России» относится раздел «Наши проекты», который наряду с формированием регулятивных умений, решает ряд других важных задач развития младших школьников, а именно, позволяет создать ситуацию успешности вне зависимости от уровня обученности, учит навыкам сотрудничества со сверстниками и взрослыми, дает опыт социализации, повышает познавательную мотивацию, учит доводить до завершения начатое дело.

Системная работа с проектами позволит педагогам методом наблюдения определить проблемы и достижения обучающихся на предметном, метапредметном и личностном уровнях, в течение четырех лет обучения мониторировать результаты и определять стратегию образовательной деятельности. Для фиксации результатов исследований умений у обучающихся в процессе работы с проектами педагогу предлагается карта наблюдений (Приложение 1). Кроме того, для учителя важно учесть, что работу с проектами можно проводить и во внеурочной деятельности. Для реализации этой идеи авторы представили тематику и содержание учебных проектов в методических пособиях.

Содержательная и техническая сторона работы с проектами включены авторами в учебники «Школы России» с учетом двух важных аспектов:

  • во-первых, проектные умения – это возможность для формирования и развития универсальных учебных действий на основе качественно усвоенных или усваиваемых знаний обучающимися;
  • во-вторых – это одна из форм итоговой диагностики для определения уровня достижений требований ФГОС к выпускникам начальной школы (Групповой проект – одна из форм диагностики достижений требований к образовательным результатам по окончанию обучения в начальной школе).

Формирующее оценивание:

Следует отметить, что в системе учебников «Школа России» важную роль для педагогического и образовательного эффекта при организации формирующего оценивания играют разработанные тетради и пособия. Тетради соответствуют структуре и содержанию учебников и являются их неотъемлемой частью. Используя ресурсы тетрадей, педагог совместно с родителями имеет возможность спроектировать индивидуальную образовательную траекторию развития для каждого обучающегося, провести диагностику развития ЗУНов и определить уровень сформированности УУД (универсальных учебных действий).

Электронные приложения учебников УМК «Школа России» включают систему заданий для организации контрольно-оценочной деятельности в рамках урока, темы. Индивидуальный «журнал» обучающихся сохраняет результаты выполненных работ, что даёт возможность сопоставлять достигнутые результаты с предшествующими, определять уровень достижений, оценить динамику их развития и проблемное поле в системе формируемых умений.

Для мониторинга личностного развития с учётом соблюдения методических рекомендаций авторов А.А. Логиновой, А.Я. Данилюка можно использовать пособия «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Книга моих размышлений. 1 класс , 2 класс, 3 класс, 4 класс », авт. Логинова А.А., Данилюк А.Я. из серии «Работаем по новым стандартам». Педагогам окажет помощь пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Рабочий блокнот для педагога», авт. Логинова А. А., Данилюк А. Я.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.

Рабочий Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование и развитие универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: итоговый и рефлексивный способ фиксирования достижений учащихся; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; возможность обсуждения результатов и перспектив всеми участниками образовательного процесса.

Ценность портфолио состоит в том, что при определенных условиях его использование позволяет получать интегральную оценку, характеризующую суммарный (комплексный) результат, который можно связать с достижением того или иного уровня компетенции, по крайней мере – в решении учебных и учебно-практических задач. Иными словами, портфолио позволяет увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, зафиксировать и оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном (как правило, тематическом), рубежном и итоговом контроле, которые, направлены на проверку уровня освоения отдельных элементов системы опорных знаний и умений учащихся.

Использование портфолио показывает, что это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. (Логинова О.Б.).

Для работы с портфолио используются пособия «Мой портфолио. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс», автор А.В. Иванов.

Промежуточное оценивание в конце 1, 2, 3 класса и итоговое оценивание могут проводиться на основе пособий:

  1. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.
  2. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс.
  3. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс.
  4. Логинова О. Б., Яковлева С. Г. / Под ред. Логиновой О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс.
  5. Баранова В. Ю., Демидова М. Ю., Ковалёва Г.С. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С. Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа.

График проведения мониторинговых исследований
метапредметных результатов обучающихся 1 – 4 классов
(ориентировочный)

  Формирующее оценивание Итоговое оценивание
стартовая диагностика текущее промежуточное
1 класс 3 - 4 неделя сентября Учебный год 2 - 3 неделя апреля  
2 класс 3 - 4 неделя сентября Учебный год 2 - 3 неделя апреля  
3 класс 3 - 4 неделя сентября Учебный год 2 - 3 неделя апреля  
4 класс 3 - 4 неделя сентября Учебный год   2 - 3 неделя апреля

Новости

15.07.2019

Внеурочная деятельность: возможности для развития каждого ребёнка

подробнее
28.06.2019

Курсы повышения квалификации в Кыргызтане

подробнее
03.06.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах июня 2019 г.

подробнее
06.05.2019

Приглашаем принять участие в вебинарах мая 2019 г.

подробнее
08.04.2019

Фестиваль «Маленький ЛЕОНАРДО»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric